Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Вторая

Глава 5. О двойке и о ее лествице.

Двойка есть первое из чисел, ибо это первое множество; измерить ее нельзя никаким числом, кроме единицы, общей меры всех чисел; и состоит она не из других чисел, а только лишь из единицы. Не называют ее и простым числом — скорее уж она относится к числам несоставным, а первым из простых чисел считают тройку. Однако двойка есть первый отпрыск единицы и первое порождение1. Потому ее называют рождением, и Юноной2, и воображаемой телесностью, и первым опытом движения, и первой формой равенства, и первым числом соразмерности, противостояния и разделения, а, следовательно, отличительным числом справедливости и ее деяний, ибо она радуется равновесию двух сторон3. Также называют ее числом знания, и памяти, и света, и числом человека, именуемого вторым и малым миром (alter et minor mundus)4; называют ее числом привязанности и взаимной любви, супружества и общества, ибо сказано Господом: «будут [два] одна плоть»5. Соломон же сказал: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него…»6 Также называют ее числом бракосочетания и пола, ибо есть два пола: мужской и женский; и пара голубей производит два яйца, и из первого рождается самец, из второго — же самка7. И еще называют ее серединой, которая может быть причастна как добру, так и злу, а также началом разделения, множества и различий; и говорят, что она означает материю8. Иногда же говорят, что она — число разлада и смятения, несчастья и нечистоты, отчего святой Иероним в своих книгах против Иовиниана утверждает: двойка — дурное число, и потому-то Бог и не сказал на второй день творения, что это хорошо9. По этой же причине Бог повелел всех нечистых животных ввести на ковчег парами10 — потому что, как я уже сказал, двойка — число нечистое и в ауспициях несчастливейшее, особенно если те предметы, по которым делается предсказание, имеют природу Сатурна или Марса, ибо две эти [планеты] считаются у астрологов неблагоприятными. Утверждают также, что число два насылает видения призраков и чудовищ и наводит вредоносных духов зла на того, кто ходит по ночам.

Пифагор (по словам Евсевия) полагал, что единица есть Бог и благой ум, а двойка — ум демонический и злой, заключающий в себе материальную множественность11; потому пифагорейцы говорят, что двойка — не число, а некое смешение единиц12. Плутарх же пишет, что пифагорейцы называют единицу Аполлоном, двойку — раздором и дерзостью, а тройку — справедливостью13, ибо она есть вершина совершенства, не лишенная множества тайн. Оттого было две скрижали Закона на горе Синай14; и у Моисея — два херувима на крышке ковчега завета15; и у Захарии — две маслины, источавшие елей16; и у Христа — две природы, божественная и человеческая; и оттого Моисею было два явления Бога, а именно, лицом к лицу и сзади17; оттого же есть два Завета, две заповеди любви18, два высших достоинства19, два первых народа20, два рода демонов — добрые и злые, два умных творения (creaturae intellectuales) — ангел и душа, два великих светила [солнце и луна], два солнцестояния, два равноденствия, два полюса и две стихии, порождающие душу живую, — земля и вода21.

Лествица двойки

В мире первообразов

еИ, Ях22

ЛА, Эль23

Имена Бога, состоящие из двух букв
В мире умном Ангел (Angelus) Душа (Anima) Две умопостигаемых сущности (substantiae intelligibiles)
В мире небесном Солнце Луна Два великих светила
В мире стихийном Земля Вода Две стихии, порождающие душу живую
В микрокосме Сердце Мозг Два главных вместилища души (sedes animae)
В мире преисподнем Бе[г]емот (Beemoth) Левиафан (Leviathan) Два предводителя демонов
Плач Скрежет зубов Две [кары], которыми Христос угрожает прóклятым24



  1. Источник текста от начала главы и до этого места — трактат И. Рейхлина «О каббалистическом искусстве» (2).↩︎

  2. Юнона — супруга Юпитера, вторая после него в римском пантеоне.↩︎

  3. Источник текста от слов «Потому ее называют…» и до этого места — «О бракосочетании Филологии и Меркурия» М. Капеллы: «Двойка, будучи первым творением, получила от некоторых имя Рождение. Поскольку же между ней и единицей возникает первая связь и первая общность подобных друг другу, она именуется также Юноной, супругой и единокровной сестрой предшествующего числа. <…> С точки же зрения блага она — Справедливость, ибо ее радует равновесие двух сторон… <…> Она кладет начало числу, является потенцией телесности и первым опытом движения» (VII, §732 пер. Ю. Шахова).↩︎

  4. Т.е. микрокосмом, «вторым» после «большого мира», макрокосма, и во всем ему подобным.↩︎

  5. Быт. 2:24.↩︎

  6. Еккл. 4:9—12.↩︎

  7. Ср. отрывок из «Иероглифики» Гораполлона (I), где речь идет не о голубях, а о воронах: «Иначе изображают Ареса и Афродиту, рисуя двух ворон — самца и самку, ибо это животное производит на свет два яйца, из коих должны родится самец и самка. И когда рождаются, что бывает редко, два самца или две самки, то ни самцы, женившись на самках, не соединяются ни с какой другой вороною, ни самки с другим вороном вплоть до самой смерти, но до конца живут со своими супругами» (пер. И. Шабаги). Источник текста от слов «Также называют ее числом знания…» и до этого места — трактат фламандского богослова Йосса ван Клихтова «О тайном значении чисел», впервые опубликованный в 1513 году.↩︎

  8. Источник текста от слов «И еще называют ее серединой…» и до этого места — «О бракосочетании…» М. Капеллы: «Она способна к разделению, так как причастна одновременно и к благому, и к дурному. Она же — Раздор, из которого рождаются разногласия, так как сама она — первое, что смогло отделиться от того, что было с ним связано. <…> Кроме того, она — мать элементов [т.е. стихий, составляющих материю]…» (VII, §732, пер. Ю. Шахова).↩︎

  9. Иероним Стридонский, «Две книги против Иовиниана», I:16, §266; Быт. I.6—8. Ср. толкование иудейского мудреца Раши на эти стихи: «Почему же слова “и это хорошо” не сказаны на второй день? Потому что труд сотворения вод не завершился до третьего дня: на второй день Он лишь приступил к нему, а что не завершено, то несовершенно и не может быть названо лучшим в своем роде. На третий день, однако, завершив сотворение вод, Он начал и завершил другой труд творения, и в этот день слова “и это хорошо” сказаны дважды: один раз — о завершении труда второго дня, другой — о завершении труда дня третьего».↩︎

  10. Быт. 6:19—20. Источник текста от слов «Иногда же говорят…» и до этого места — «Апология» Пико делла Мирандолы.↩︎

  11. Евсевий, «Приготовление к евангелию», XIV.16: «Пифагор полагал, что из первоначал монада есть бог, а благо, каковое есть природа Единого, — сам ум. Диада же, ничем не сдерживаемая, есть демон и зло, и обитает она во множественности материи и зримого мира».↩︎

  12. Источник текста от слов «Пифагор (по словам Евсевия)…» и до этого места — «Гармония мира» Ф. Джорджи, I.1.6; I.5.9.↩︎

  13. Плутарх, «Об Исиде и Осирисе»: «Единицу [пифагорейцы] называют Аполлоном из-за того, что она отрицает множественность и из-за простоты единичного; двойку — раздором и дерзостью, а тройку — справедливостью: так как нанесение несправедливости и претерпевание оной проистекает из недостатка и избытка, то справедливость благодаря равновесию оказывается посредине» (75, пер. Н. Трухиной). Источник текста от слов «Плутарх же пишет…» и до этого места — «Античные чтения» Целия Родигина, XII.9.↩︎

  14. Исх. 31:18: «И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим».↩︎

  15. Исх. 25:18-20: «…и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов».↩︎

  16. Зах. 4:1—3, 11, 14: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. <…> Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? <…> И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли».↩︎

  17. Исх. 33:11: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим…»; Исх. 33:19—23: «И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою <…> И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]».↩︎

  18. Т.е. ветхозаветная и новозаветная, Мф.5:43—44: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»↩︎

  19. Вероятно, духовное и мирское.↩︎

  20. Образное наименование двух братьев — Авеля и Каина. Источник текста от слов «…оттого же есть два Завета…» и до этого места — «Апология» Пико делла Мирандолы.↩︎

  21. Быт. 2:6—7: «…пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».↩︎

  22. Сокращенная форма Тетраграмматона (ЕВЕИ, Яхве).↩︎

  23. Др.-евр. «Бог».↩︎

  24. Мф. 8:12: «…а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».↩︎



Ссылки