Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Вторая

Глава 6. О троице и ее лествице.

Тройка, первое простое число, есть число священное, число совершенства, число могущественнейшее: ведь и у Бога три ипостаси, и в религии три богословских добродетели1. Посему это число полезно в божественных и религиозных обрядах, в ознаменование чего молитвы и приношения повторяются трижды2. Так, Вергилий говорит:

… угодно нечетное богу3.

Пифагорейцы же использовали его в своих освящениях и очищениях4 — опять-таки, по словам Вергилия:

Он же, с чистой водой обошедши спутников трижды,

Всех окропил…5

Весьма уместно оно и при наложении магических уз (ligationibus), ввиду чего у Вергилия сказано:

Изображенье твое обвожу я, во‑первых, тройною

Нитью трех разных цветов; потом, обведя, троекратно

Вкруг алтаря обношу…6

И немногим далее:

Свяжешь трижды узлом три цвета, Амариллида;

Свяжешь и тут же скажи: плету я тенета Венеры7.

О Медее же читаем:

Трижды слова произнес, что сладостный сон нагоняют,

Что бушеванье морей усмиряют и бурные реки…8

А Плиний утверждает: «…во всех случаях, когда применяется какое-либо лекарство, принято трижды плюнуть на землю и столько же раз проклясть недуг, чтобы тем самым поспособствовать действию лекарства»9.

Тройка совершенна в силу трех приращений, а именно, длины, ширины и глубины, после которых нет уже никакого развития измерений, и потому это первое число10 зовется кубическим. Поэтому говорят, что у всякого тела три измерения, а к кубическому числу больше нечего добавить. И по этой причине Аристотель в начале своего сочинения «О небе» называет тройку подобием закона, сообразно которому устроено все сущее. Ибо все вещи, и телесные, и духовные, состоят из трех частей: начала, середины и конца11. И весь мир (как говорит Трисмегист) приводится к совершенству тремя вещами, а именно, гармонией, необходимостью и порядком, — то есть связью причин, которую многие называют роком, их движением вплоть до свершения и должным расположением свершений [во времени]12. В троице заключены и все меры времени, а именно, прошлое, настоящее и будущее; и все величины, сиречь линия, поверхность и тело. И всякое тело состоит из трех размеров: длины, ширины и толщины13. Гармония строится на трех созвучиях: диапасоне, гемиолионе и диатессароне14. Есть три рода душ: растительные, чувствующие и разумные. И, как сказал, пророк, тремя [принципами] Господь расположил все сущее: числом, весом и мерой15; и число три относится к идеальным прообразам, как число два — к порождающей материи, а единица — к Богу-Творцу. Маги же говорят, что всё распределено между тремя князьями мира: Оромасием, Митрием и Араминием16, то есть Богом, Умом и Духом. Из куба тройки, числа кубического, или объемного, образуются три девятерицы производных вещей, а именно: в мире наднебесном — девять чинов умных созданий, в мире небесном — девять сфер, а в мире дольнем — девять родов вещей тварных и тленных. И, наконец, утроение этого куба, сиречь число двадцать семь, заключает в себе все музыкальные пропорции, как о том пространно повествуют Платон и Прокл17; а в гармонии диапенты тройке присуща красота ее пятого тона18. Кроме того, среди умных созданий есть три духовных иерархии ангелов19. И всякое разумное создание обладает тремя способностями: памятью, умом и волей. Есть три чина блаженных: мученики, исповедники и невинные. Есть три четверицы небесных знаков, а именно, неподвижные, подвижные и общие20, и три четверицы домов, а именно, угловые, последующие и падающие21. Также в каждом знаке есть три лика, или деканата22, в каждом триплицитете — по три управителя23; среди планет есть три счастливых24, среди богинь — три Грации25, а в преисподней — три Парки, трое судей26, три Фурии и трехглавый Цербер. Также мы читаем о «трехликой Диане‑Гекате»27. У надсущного божества три лица. Три богословских добродетели: вера, надежда и любовь. Иона провел три дня в брюхе кита, и столько же — Христос во гробе28.

Лествица тройки

В мире первообразов Отец (Pater) ИДШ, Шадай29 Святой Дух (Spiritus Sanctus) Имя Бога, состоящее из трех букв
Сын (Filius) Три лика Бога
В мире умном Высшая Средняя Низшая Три иерархии ангелов
Невинные (innocentes) Мученики (martyres) Исповедники (confessores) Три степени блаженных
В мире небесном Подвижные (mobilia) Неподвижные (fixa) Общие (communis) Три четверицы [зодиакальных] знаков
Угловые (cardines) Последующие (succedentes) Падающие (cadentes) Три четверицы домов [гороскопа]
Дневной (diurnus) Ночной (nocturnus) Общий (particeps) Три управителя триплицитетов
В мире стихийном Простые (simplicia) Составные (composita) Простые, полученные в результате разложения (decomposita) Три ступени элементов
В микрокосме Голова (caput), в которой процветает разум (intellectus), — соответствие мира умного Грудь (pectus), в которой находится сердце (cor), вместилище жизни, — соответствие мира небесного Живот (venter), в котором заключена порождающая сила (gignitiva virtus) и детородные органы (membra genitalia), — соответствие мира стихийного Три части [тела], соответствующие трем мирам
В мире преисподнем Алекто (Alecto) Мегера (Megera) Ктесифона (Ctesiphone) Три подземных фурии30
Минос (Minos) Эак (Aeacus) Радамант (Radamanthus) Трое подземных судей
Грешники (malefici) Отступники (apostatae) Неверные (infideles) Три степени проклятых

  1. Вера, надежда и любовь (I Кор. 13:13).↩︎

  2. Ср. у М. Капеллы: «…из-за нее [= тройки] молитвы и возлияния совершаются трижды» («Бракосочетание Филологии и Меркурия», VII, 733, пер. Ю. Шахова).↩︎

  3. Вергилий, «Буколики», VIII.75, пер. С. Шервинского. Источник текста от слов «Посему это число…» и до этого места — «О чудотворном слове» И. Рейхлина (2:e5r).↩︎

  4. Источник этого утверждения — комментарии Филиппа Бероальда к «Золотому ослу» Апулея (2:29, 55r—56r).↩︎

  5. Вергилий, «Энеида», VI.229—230, пер. С. Шервинского↩︎

  6. Вергилий, «Буколики», VIII.73—75, пер. С. Шервинского.↩︎

  7. Там же, VIII.77—78.↩︎

  8. Овидий, «Метаморфозы», VII.153—154, пер. С. Шервинского. У Овидия эти слова произносит Ясон, следуя наставлениям Медеи, чтобы усыпить дракона, стерегущего золотое руно. Агриппа, по-видимому, спутал эту сцену с эпизодом из «Аргонавтики» Аполлония (IV.156), где дракона погружает в сон сама Медея.↩︎

  9. Плиний, «Естественная история», XXVIII.7.↩︎

  10. Пифагорейцы считали тройку первым «настоящим» числом. Ср. изложение Ямвлиха в «Жизни Пифагора»: «Так, все, что в природе вещей имеет начало, середину и конец, они [= пифагорейцы] по такой его природе и виду называют Троицей, и все, в чем есть середина, считают троичным, и все, что совершенно, — тоже; все совершенное, говорят они, исходит из этого начала и им упорядочено, поэтому его нельзя назвать иначе чем Троицей; и, желая возвести нас к понятию совершенства, они ведут нас через этот образ» (пер. под ред. В. Черниговского).↩︎

  11. «Тело — то, что делимо во всех измерениях. Величина, делимая в одном измерении, есть линия, в двух — плоскость, в трех — тело, и, кроме них, нет никакой другой величины, так как три [измерения] суть все [измерения] и [величина], которая [делима] в трех [измерениях, делима] во всех измерениях. Ибо, как говорят пифагорейцы, «целое» (to pan) и «все» (ta panta) определяются через число три: начало, середина и конец составляют число целого, и при этом троицу. Вот почему, переняв у природы, так сказать, ее законы, мы пользуемся этим числом при богослужениях» (Аристотель, «О небе», I.2—3, пер. А. Лебедева).↩︎

  12. Источник этого рассуждения — герметический трактат «Асклепий»: «Рок, Асклепий, есть та сила, которая обеспечивает необходимую смену событий, следующих друг за другом. <…> Это та сила, которая в сочетании с необходимостью упорядочивает все вещи на земле и на небе в согласии с божественным законом. Рок и необходимость связаны между собой неразрывными узами и упрочивают друг друга. Первым идет рок, производящий начало всех вещей, второй — необходимость, ведущая то, что начато силой рока, к завершению, а в результате их действий возникает третье — порядок, то есть расположение событий во времени; вне этого порядка нет ничего. Под действием названного возникает совершенство космоса, и потому порядок есть его основа: само слово «космос» подразумевает наличие порядка.

    <…> Итак, первым идет рок, который, подобно земле, несущей в себе семя, предвосхищает будущие события. Второй следует необходимость, которая подталкивает эти события к их неизбежному завершению. Третье место занимает порядок, который поддерживает связь событий, установленных роком и необходимостью. Такова вечность, не имеющая ни начала, ни конца, которую удерживает в постоянном течении нерушимый закон» (39—40, пер. Л. Лукомского).

    Источник текста от слов «Число три сотворено…» и до этого места — «Гармония мира» Ф. Джорджи (I.3.2).↩︎

  13. Источник текста от слов «В троице заключены…» и до этого места — «О тайном значении чисел» Й. ван Клихтова.↩︎

  14. Т.е. на октаве, чистой квинте (ἡμιόλιον, букв. «полуторный») и кварте — трех интервалах, считавшихся «созвучными» в пифагорейской теории музыки, или трех так называемых совершенных консонансах. Ср. у М. Капеллы: «…количество созвучных интервалов в гармонии — также три: октава, полуторный интервал и кварта» («Бракосочетание Филологии и Меркурия», VII, 733, пер. Ю. Шахова). См. также примеч. & на стр. &.↩︎

  15. Прем. 11:21: «…Ты все расположил мерою, числом и весом». Источник текста от слов «Есть три рода душ…» и до этого места — «О тайном значении чисел» Й. ван Клихтова.↩︎

  16. Искаженные имена персидских божеств — Ахурамазда (эллиниз. Ормузд), Митра и Ангро-Майнью (эллиниз. Ариман). Под «магами» здесь подразумеваются персидские (зороастрийские) жрецы, но их учение изложено также в искаженном виде. Ср. у Плутарха: «И одни полагают, что есть два бога, творящих добро и зло и подобных соперничающим ремесленникам, а иные благого называют богом, а другого — демоном, как, например, маг Зороастр, который, как рассказывают, жил за пять тысяч лет до Троянской войны. Он называет одно божество Горомадзом, другое — Ариманием и указывает, что из всего чувственного первый более всего подобен свету, а второй — мраку и неведению, середину же между обоими занимает Митра. Поэтому персы называют Митру посредником» (47, пер. Н. Трухиной).↩︎

  17. «…бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил он ее вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три [начала], он слил их все в единую идею, силой принудив не поддающуюся смешению природу иного к сопряжению с тождественным. Слив их таким образом при участии сущности и сделав из трех одно, он это целое в свою очередь разделил на нужное число частей, каждая из которых являла собою смесь тождественного, иного и сущности» (Платон, «Тимей», 35a—36b, пер. С. Аверинцева); см. также комментарии Прокла к «Тимею», III.209b—c. Источник текста от слов «Маги же говорят…» и до этого места — «Гармония мира» Ф. Джорджи (I.3.2).

    Делить же он начал следующим образом: прежде всего отнял от целого одну долю, затем вторую, вдвое большую, третью – в полтора раза больше второй и в три раза больше первой, четвертую – вдвое больше второй, пятую – втрое больше третьей, шестую – cв восемь раз больше первой, а седьмую – больше первой в двадцать семь раз. 36↩︎

  18. Диапента — еще одно название чистой квинты (см. примеч. & на стр. &). Подразумевается, что квинта (совершенный консонанс) строится из двух терций, считавшихся несовершенными консонансами.↩︎

  19. Девять ангельских чинов разделяются на три группы («лика») по три чина в каждом. У Псевдо-Дионисия Ареопагита приводится два варианта этой классификации. Первый вариант: 1) престолы, серафимы, херувимы; 2) власти, господства, силы; 3) ангелы, архангелы, начала («О небесной иерархии», 5; 6.2; 11.2). Второй вариант, ставший общепринятым: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы, ангелы (там же, 7.1; 8.1; 9.1).↩︎

  20. Неподвижные (фиксированные) знаки зодиака — Телец, Лев, Скорпион, Водолей; подвижные (мутабельные) — Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы; общие (кардинальные) — Овен, Рак, Весы, Козерог.↩︎

  21. Угловые дома гороскопа — 1, 4, 7, 10; последующие — 2, 5, 8, 11; падающие — 3, 6, 9, 12.↩︎

  22. См. примеч. & на стр. &.↩︎

  23. Дневной, ночной и общий; см. примеч. & на стр. &.↩︎

  24. Юпитер, Венера и Солнце.↩︎

  25. Эти три благотворные планеты М. Фичино называл «тремя Грациями» в честь триады римских богинь, олицетворявших полноту и радость жизни («О жизни», III.5).↩︎

  26. Судьи загробного мира в греческой мифологии — Эак, Минос и Радамант.↩︎

  27. Вергилий, «Энеида», IV.511.↩︎

  28. Ион. 2:1; Мф. 12:40; источник текста от слов «У надсущного божества…» и до этого места — «О тайном значении чисел» Й. ван Клихтова.↩︎

  29. Др.-евр. «Всемогущий».↩︎

  30. В таблице указаны имена греческих Эриний (подземных богинь возмездия и ненависти, эквивалентных римским Фуриям): Алекто (Ἀληκτώ) — «Непрощающая», Мегера (Μέγαιρα) — «Завистница» и Тисифона (Τισιφόνη) — «Мстящая за убийство», имя которой приведено здесь в искаженном виде.↩︎



Ссылки