Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Вторая

Глава 7. О числе четыре и его лествице.

Пифагорейцы называют число четыре тетрактидой1 и ставят его превыше всех прочих чисел2, ибо четверка есть основание и корень всех прочих чисел, подобно тому как основание всех вещей, и рукотворных, и природных, и божественных, есть квадрат3, как мы покажем позднее; и число это означает прочность, о чем также свидетельствует квадратная фигура. Ибо число четыре есть первый квадрат простого числа4, состоящий из двух пропорций, первая из которых есть один к двум, а вторая — два к четырем; образуется же оно двойным продвижением и пропорцией, а именно, прибавлением одного к одному и прибавлением двух к двум, начинаясь с единицы и приводя к четверице; и пропорции эти отличаются друг от друга арифметически, но геометрически друг другу равны5. Посему квадрат ставят в соответствие Богу-Отцу, однако он заключает в себе и тайну всей Троицы, ибо его первая, простая пропорция, то есть прибавление одного к одному, символизирует единство сущности Отца, от которого происходит единый Сын, Ему равный, а вторая, также простая, то есть прибавление двух к двум, символически представлена нисхождением Святого Духа от Них обоих: первый шаг показывает, что Сын равен Отцу, а второй — что Святой Дух равен Им обоим. Потому-то превосходнейшее имя Бога и Божественной Троицы есть имя четырехбуквенное: Йод, Хе и Вав, Хе; и придыхание Хе здесь означает происхождение Духа от обоих, [Отца и Сына], ибо Хе повторено дважды и завершает собою оба слога. Имя же в целом, по мнению некоторых, произносится как Иова (Ioua), тогда как у язычников Юпитер (Iovis) изображался в древности четвероухим6. Итак, четверица есть источник и глава всякой божественности. Пифагорейцы же именуют ее вечным источником природы, ибо лествица природы состоит из четырех ступеней, а именно: существовать, жить, чувствовать, разуметь. И четыре рода движения есть в природе: восходящее, нисходящее, поступательное и круговращательное. В небесах — четыре угла: восток, запад, середина неба и дно неба7. Под небом — четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля, которым в небесах сообразны четыре триплицитета; и под небом же — четыре первичных качества: холод, тепло, сухость и влажность, — от которых происходят четыре гумора: кровь, лимфа, желтая желчь и черная желчь. Также год разделяется на четыре части, каковые суть весна, лето, осень и зима; и ветер [разделяется на четыре части, а именно] Эвр, Зефир, Австр и Борей8; и в раю четыре реки, и столько же — в преисподней9.

И прежде всего число четыре составляет всю полноту знания (ибо простая последовательность чисел из четырех членов, а именно, один, два, три, четыре, в совокупности дает число десять) и охватывает все различия между числами (ибо это первое четное число, содержащее в себе первое нечетное10). В музыке ему соответствует диатессарон11; также оно заключает в себе тетрахорд12 и чертеж пифагорейцев (почитаемых первыми творцами музыки), а следовательно, всю музыкальную гармонию: и двукратное, и трехкратное, и четырехкратное, и полуторное отношение, и полуторатерция, и диапасон, и дисдиапасон, и диапента, и диатессарон13 — все они содержатся в пределах четверицы. Схожим образом, число четыре содержит в себе всю математику, представленную в четырех понятиях, каковые суть точка, линия, поверхность и глубина. Таким же образом оно охватывает и всю природу в четырех понятиях, а именно: субстанция, качество, количество и движение; и всю натурфилософию, основные понятия которой — сила природы, естественное произрастание, растущая форма и соединение вещей (compositum); и всю метафизику, представленную в четырех понятиях, каковые суть бытие, сущность, сила и действие; и всю нравственную философию, понимаемую через четыре добродетели14, а именно, благоразумие, справедливость, стойкость и умеренность. И нем самом заключена сила справедливости, ввиду чего есть четыре рода закона: закон провидения — от Бога, закон судьбы — от Мировой Души, закон природы — от небес, закон благоразумия — от человека. И всем вещам присущи четыре силы суждения, а именно: разум, воспитание, мнение и чувство15. Также число это обладает многообразной и великой силой во всех таинствах. Потому пифагорейцы клялись четверицей как наиважнейшим основанием, на котором покоилась их вера и которым поверялись их убеждения16. Отсюда так называемая пифагорейская клятва, изложенная в следующих стихах:

Будь свидетелем тот, кто людям принес тетрактиду,

Сей для бессмертной души исток вековечной природы!17

Также есть четыре райских реки и четыре повсеместно признанных церковью евангелия от четверых евангелистов18. Евреи почитают наиглавнейшим то имя Бога, которое записывается четырьмя буквами. Египтяне, арабы, персы, маги [= зороастрийцы], магометане, греки, туски [= этруски] и латиняне также записывают имя Бога всего четырьмя буквами, а именно: Теут (Theut)19, Алла (Alla)20, Сире (Sire)21, Орси (Orsi)22, Абджди (? Abgdi), Теос (θεος)23, Эсар (Esar)24, Деус (Deus)25. По той же причине лакедемоняне изображали Юпитера с четырьмя ушами26. Потому же и в богословских сочинениях Орфея говорится, что колесницу Нептуна влечет четверка лошадей27. И есть четыре рода божественных неистовств (furoris), а именно, Музы, Дионис, Аполлон и Венера28. Кроме того, пророк Иезекииль узрел четверых [святых] животных при реке Ховаре и четверых херувимов с четырьмя колесами29. А у Даниила четыре больших зверя вышли из моря и четыре ветра боролись между собой30. И в Откровении четверо животных, исполненных очей, стоят вокруг престола Божьего31, и четверо ангелов, которым дана власть вредить земле и морю, стоят на четырех углах земли, держа четыре ветра, чтобы те не дули ни на землю, ни на море, ни на какое дерево32.

Лествица четверки

В мире первообразов, где правит закон провидения ЕВДИ33 Имя Бога, состоящее из четырех букв
В мире умном, где правит закон судьбы Серафимы (Seraphim), херувимы (Cherubim), престолы (Throni) Господства (Dominationes), власти (Potestates), силы (Virtutes) Начала (Principatus), архангелы (Archangeli), ангелы (Angeli) Невинные (Innocentes), мученики (Martyres), исповедники (Confessores) Четыре триады, или иерархии, умных сил (intelligibiles)
Михаэль (ЛАКЙМ) Рафаэль (ЛАПР) Габриэль (ЛАИРБГ) Уриэль (ЛАИРВА) Четверо ангелов, правящих углами неба
Сераф (пРШ) Керуб (БВРК) Тарсис (ШИШРт) Ариэль (ЛАИРА) Четверо правителей стихий
Лев (Leo) Орел (Aquila) Человек (Homo) Телец (Vitulus) Четверо святых животных
Дан, Асир, Неффалим Иуда, Иссахар, Завулон Манассия, Вениамин, Ефрем Рувим, Симеон, Гад Четыре триады колен Израилевых
Матфий, Петр, Иаков Зеведеев Симон, Варфоломей, Левий Матфей Иоанн, Филипп, Иаков Алфеев Иуда Фаддей, Андрей, Фома Четыре триады апостолов
Марк Иоанн Матфей Лука Четверо евангелистов
В мире небесном, где правит закон природы Овен, Лев, Стрелец Близнецы, Весы, Водолей Рак, Скорпион, Рыбы Телец, Дева, Козерог Четыре триплицитета зодиакальных знаков
Марс и Солнце Юпитер и Венера Сатурн и Меркурий Неподвижные звезды и Луна Звезды и планеты, связанные со стихиями
Свет (lumen) Прозрачность (diaphantum) Проворство (agilitas) Прочность (soliditas) Четыре качества небесных стихий
В мире стихийном, где правит закон порождения и тления Огонь (Ignis, ША) Воздух (Aer, ХВР) Вода (Aqua, мЙМ) Земля (Terra, РПО) Четыре стихии
Тепло (calidum) Влажность (humidum) Холод (frigidum) Сухость (siccum) Четыре качества
Лето (aestas) Весна (ver) Зима (hyems) Осень (autumnus) Четыре времени года
Восток (oriens) Запад (occidens) Север (septentrio) Юг (meridies) Четыре угла мира
Животные (animalia) Растения (plantae) Металлы (metalla) Камни (lapides) Четыре совершенных рода смешанных тел
Ходящие на четырех ногах (progressiva) Летающие (volatilia) Плавающие (natantia) Пресмыкающиеся (reptilia) Четыре рода животных
Семена (semina) Цветы (flores) Листья (folia) Корни (radices) Соответствиям стихиям в растениях
Золото и железо (aurum et ferrum) Медь и олово (cuprum et stannum) Ртуть (argentum vivum) Свинец и серебро (plumbum et argentum) Соответствия стихиям среди металлов
Яркие и блистающие (lucentes et ardens) Легкие и прозрачные (leves et transparentes) Светлые и плотные (clari et congelati) Тяжелые и непрозрачные (graves et opaci) Соответствия стихиям среди камней
В микрокосме, сиречь в человеке, где правит закон благоразумия Ум (mens) Дух (spiritus) Душа (anima) Тело (corpus) Четыре стихии в человеке
Разум (intellectus) Рассудок (ratio) Фантазия (phantasia) Чувство (sensus) Четыре способности души
Вера (fides) Знание (scientia) Мнение (opinio) Опыт (experimentum) Четыре силы суждения
Справедливость (iustitia) Умеренность (temperantia) Благоразумие (prudentia) Мужество (fortitudo) Четыре нравственных добродетели
Зрение (visus) Слух (auditus) Вкус и обоняние (gustus et olfactus) Осязание (tactus) Телесные чувства, соответствующие стихиям
Дух (spiritus) Плоть (caro) Гуморы (humores) Кости (ossa) Четыре стихии в человеческом теле
Душевный (animalis) Жизненный (vitalis) Порождающий (gignitivus) Естественный (naturalis) Четыре духа
Желтая желчь (cholera) Кровь (sanguis) Лимфа (pituita) Черная желчь (melancholia) Четыре гумора
Страстность (impetus) Живость (alacritas) Вялость (inertia) Медлительность (tarditas) Четыре темперамента (complexionum mores)
В мире преисподнем, где правит закон гнева и кары Самаэль (ЛМАС) Азазель (ЛЗАЗА) Азаэль (ЛАЗО) Махазаэль (ЛАЗЕМ) Четверо князей демонов, чинящих вред посредством стихий
Флегетон (Phlegethon) Коцит (Cocytus) Стикс (Styx) Ахерон (Acheron) Четыре реки преисподней
Ориенс (Oriens) Паймон (Paymon) Эгин (Egyn) Амаймон (Amaymon) Четверо князей демонов, поставленных над четырьмя углами мира

  1. Пифагорейская тетрактида (τετρακτύς), букв. «четверка, четверица» традиционно представлялась графически, в виде треугольника, состоящего из 10 точек и указывающего на то, что сумма всех чисел от 1 до 4 составляет 10, символическую полноту всех чисел:

          *
         * *
        * * *
       * * * *        
        

  2. Источник текста от начала главы и до этого места — «О чудотворном слове» И. Рейхлина (2:e3v).↩︎

  3. Источник текста от слов «…четверка есть основание…» и до этого места — «Гармония мира» Ф. Джорджи (III.8.2).↩︎

  4. Т.е. квадрат числа 2.↩︎

  5. Подразумевается разделение «пропорций» на арифметические и геометрические и гармонические, описанное в трактате Теона Смирнского: «Арифметическая [пропорция] — когда превосходит и превосходится на одно число; геометрическая — когда превосходит и превосходится в одном отношении, например двукратном или трёхкратном, каковы 3, 6, 12…» («Изложение математических предметов», 85, пер. А. Щетникова). Иначе говоря, в числе 4 заключены пропорции 1:2 и 2:4, по значению одинаковые, т.е. равные половине единицы, но формально различные, т.к. число 2 превосходит число 1 на единицу, а число 4 превосходит число 2 «в двукратном отношении».↩︎

  6. Подразумевается упомянутая в некоторых позднеантичных источниках (в частности, в словаре Гесихия) статуя Аполлона (не Зевса-Юпитера!) из спартанского города Амиклы: сообщалось, что Аполлон на ней с четырьмя руками и четырьмя ушами.↩︎

  7. Точки местонахождения солнца на востоке, на закате, в полдень и в полночь.↩︎

  8. Восточный, западный, южный и северный ветер соответственно.↩︎

  9. Райские реки — Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат (Быт. 2:10—14); реки преисподней — Флегетон, Коцит, Стикс и Ахерон (см.: Агриппа, «Оккультная философия», т. I, глава 8).↩︎

  10. Ни единицу, ни двойку в древности не относили к четным («женским») или нечетным («мужским») числам, т.к. считалось, что они объединяют в себе оба начала.↩︎

  11. Т.е. кварта; см. примеч. & на стр. &.↩︎

  12. Тетрахорд (τετραχορδον, букв. «четырехструнник») — древнегреческий четырехступенный звукоряд в диапазоне кварты.↩︎

  13. Октава, двойная октава, чистая квинта, чистая кварта; см. примеч. & на стр. &. Ср. рассуждение у Теона Смирнского: «Теперь мы покажем это на длинах струн так называемого канона. Если разделить струну на четыре равных части, голоса целого и трех частей будут порождать сверхтретье отношение [т.е. отношение 4:3] и давать созвучие кварты. Две части, то есть половина, порождают двукратное отношение и дают созвучие октавы. Одна четверть порождает четырехкратное отношение и дает созвучие двойной октавы. Голоса трех и двух частей порождают полуторное отношение и дают созвучие квинты. Три четверти к одной порождают трёхкратное отношение и дают созвучие октавы и квинты. Если разделить струну на девять частей, голоса целого и восьми частей в сверхвосьмерном отношении будут охватывать тоновый интервал. Все эти созвучия содержатся в тетрактиде. Ведь она состоит из чисел 1, 2, 3, 4, в которых содержатся созвучия кварты, квинты и октавы, и сверхтретье, полуторное, двукратное, трехкратное и четырехкратное отношения» («Изложение математических предметов», 57—59, пер. А. Щетникова).↩︎

  14. Источник текста от слов «Схожим образом, число четыре…» и до этого места — «О чудотворном слове» И. Рейхлина (2:e3v—e4r).↩︎

  15. Источник текста от слов «И всем вещам …» и до этого места — «Гармония мира» Ф. Джорджи (I.3.13).↩︎

  16. Источник текста от слов «…пифагорейцы клялись…» и до этого места — «О чудотворном слове», там же.↩︎

  17. Пер. М. Гаспарова; эта так называемая клятва пифагорейцев приводится в ряде античных источников, в том числе в жизнеописаниях Пифагора, оставленных Ямвлихом («Жизнь Пифагора», 150) и Порфирием («Жизнь Пифагора», 20).↩︎

  18. Источник текста от слов «…есть четыре райские реки…» и до этого места — «О тайном значении чисел» Йосса ван Клихтова.↩︎

  19. Имеется в виду либо Тот, бог мудрости, либо Джед — священный столб, связанный с культом Осириса.↩︎

  20. По-видимому, «Аллах».↩︎

  21. Вероятно, это имя восходит к персидскому слову «кор» («солнце»), искаженному вследствие латинизации. От него же, в частности, происходит имя персидского царя Кира, принятое после восшествия на престол.↩︎

  22. Вероятно, искаженное «Ормузд» — эллинизированный вариант имени зороастрийского верховного бога Ахурамазды.↩︎

  23. Древнегреческое имя нарицательное со значением «бог».↩︎

  24. От aesar, этрусского имени нарицательного со значением «бог».↩︎

  25. Латинское имя нарицательное со значением «бог». Источник текста от слов «Евреи почитают наиглавнейшим…» и до этого места — комментарии М. Фичино к диалогу Платона «Филеб»: «Почему все называют Бога четырехбуквенными именами? Евреи — четырьмя гласными, «хе хо ха хи»; египтяне — именем Теут (Theut); персы — Сире (Syre), маги — Орси (Orsi), откуда [происходит имя] Оромасис [Ормузд]; греки — [словом] Теос (Theos), мы сами — Деус (Deus), арабы — [именем] Алла, Магомет — [именем] Абджди (Abgdi)».↩︎

  26. Лакедемон — другое название Спарты. О «Юпитере с четырьмя ушами» см. примеч. выше; в англ. пер. под ред. Д. Тайсона quator auribus ошибочно передано как «с четырьмя крыльями».↩︎

  27. Орфические гимны, XVII.6.↩︎

  28. Имеется в виду четыре рода экстатических состояний: творческое (исходящее от Муз), вызванное опьянением и вакхическими танцами (от Диониса), пророческое (от Аполлона) и любовное (от Венеры).↩︎

  29. Иез. 1:1—15.↩︎

  30. Дан. 7:2—3. Источник текста от слов «…лакедемоняне изображали…» и до этого места — «О чудотворном слове» И. Рейхлина (2:e4r—v).↩︎

  31. Откр. 4:6.↩︎

  32. Откр. 7:1—2.↩︎

  33. Тетраграмматон Йод-Хе-Вав-Хе, непроизносимое четырехбуквенное имя Бога в иудейской традиции.↩︎



Ссылки