Три книги Оккультной Философии

Генрих Корнелий Агриппа

Книга Вторая

Глава 8. О числе пять и его лествице.

Число пять имеет силу немалую, ибо оно состоит из первого четного и первого нечетного числа, как бы из женщины и мужчины; ибо нечетное число — мужское, а четное — женское (отчего арифметики и называют первое отцом, а второе — матерью). Потому число пять не имеет недостатка в совершенстве или силе, порождаемой сочетанием этих чисел1. Кроме того, оно находится точно посередине совершенного числа, а именно, числа десять. Ведь если подразделить число десять, то получится девять и один, или восемь и два, или семь и три, или шесть и четыре, и каждое из этих сочетаний дает число десять, но точной серединой всегда остается число пять2, будучи равноудаленным. Потому пифагорейцы и называют его числом брака3, а также справедливости, что оно рассекает десятку пополам4. У человека — пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание; у души — пять сил: растительную (vegetativa), восприимчивую (sensitiva), вожделеющую (concupiscibilis), гневающуюся (irascibilis) и разумную (rationalis); в небесах — пять блуждающих планет5, сообразно которым каждый знак зодиака подразделяется на пять терм6. В царстве стихий — пять родов смешанных тел, а именно: камни, металлы, растения, зоофиты (zoophyta)7 и животные; и среди живых существ — столько же родов: люди, четвероногие, пресмыкающиеся, плавающие, летающие8; и есть также пять родов, посредством которых Бог сотворил все сущее, как-то: бытие, тождественное, нетождественное, чувство и движение9. У ласточки рождается лишь пятеро птенцов, и всех их она кормит поровну, начиная со старшего и далее, сообразно с возрастом. Кроме того, это число обладает великой силой в очищениях (expiationibus) — как в священных, обращая в бегство злых демонов, так и в природных, изгоняя яды. Также его называют счастливым и благодатным; оно — печать Святого Духа и уза всех вещей, число креста10 и главных ран Христовых11, следы которых Он пожелал сохранить в Своем теле славы12. Языческие философы считали его священным числом Меркурия, полагая, что силой оно превосходит четверку настолько же, насколько живое существо превосходит вещь, не наделенную жизнью13. Ибо в этом числе отец Ной обрел благодать пред очами Господа и спасся от вод потопа14. Силою этого числа Авраам, будучи ста лет от роду, с девяностолетней Сарой, бесплодной и вышедшей из детородного возраста, зачали сына, от которого пошел великий народ15. Потому во времена благодати (in tempore gratiae) призывают имя всемогущества Божьего, состоящее из пяти букв. Во времена природы же (in tempore naturae) призывали имя Бога, состоящее из трех букв, ЙДШ, Шадай, а во времена закона (in tempore legis) неизреченное имя Божье выражали четырьмя буквами, ЕВЕИ, вместо которых евреи говорят ИНДА, Адонаи; во времена же благодати имя Божье стало пятибуквенным, ЕВШЕИ, Иешуа, и тайна в нем не меньшая, нежели в трехбуквенном имени ВШИ [Иешу]16.

Лествица числа пять

В мире первообразов

нВИЛА

мЙЕЛА

Элион

Элохим

Пятибуквенные имена Бога
ЕВШЕИ Иешуа Пятибуквенное имя Христа (Пентаграмматон)
В мире умном Духи первой иерархии, именуемые богами (dii) или сынами Божьими (filii Dei) Духи второй иерархии, именуемые разумами (intelligentiae) Духи третьей иерархии, именуемые ангелами (angeli), коих посылают [как вестников] Души небесных тел (animae corporum coeltstium) Герои (heroes), или блаженные души (animae beatae) Пять разумных субстанций
В мире небесном Сатурн Юпитер Марс Венера Меркурий Пять блуждающих звезд, владыки терм (domini terminorum)
В мире стихийном Вода (aqua) Воздух (aer) Огонь (igins) Земля (terra) Смешанное тело (mixtum) Пять тленных родов
Животное (animal) Растение (planta) Металл (metallum) Камень (lapis) Зоофит (zoophytum) Пять смешанных видов
В микрокосме Вкус (gustus) Слух (auditus) Зрение (visus) Осязание (tactus) Обоняние (Olfactus) Пять чувств
В мире преисподнем Смертельная горечь (amaritudo mortificans) Чудовищный вой (ululatus horrisoni) Ужасная тьма (tenebrae terribiles) Неугасимый жар (ardor inextinguibilis) Вездесущий смрад (foetor penetrans) Пять телесных мучений

  1. Источник текста от начала главы и до этого места — «Комментарий на “Сон Сципиона”» Макробия: «…одно четное, другое нечетное. А ведь воистину совершенно то, что рождается от союза этих чисел. Нечетное число называется мужским, а четное — женским; более того, математики из почтения называют нечетные числа именем “Отец”, а четные — именем “Мать”» (I.6.1).↩︎

  2. Источник текста от слов «Кроме того, оно…» и до этого места — «О чудотворном слове» И. Рейхлина (2:e6r). Ср. также описание пятерки у Теона Смирнского: «Пятерка является средним в десятке. Ведь из каких бы двух чисел ни была сложена десятка, их среднее по арифметической пропорции будет равно 5. Таковы 9 + 1, 8 + 2, 7 + 3, 6 + 4. Все они дают в сумме 10, и среднее по арифметической пропорции равно 5, что видно на чертеже, где любое сложение двух противоположных чисел даёт 10, и среднее равно 5 по арифметической пропорции, и всюду края превышают среднее и превышаются им на одно и то же число. Оно первое содержит все виды чисел, четное и нечетное, каковы двойка и тройка: ведь единица не является числом» («Изложение математических предметов», 101—102, пер. А. Щетникова).↩︎

  3. Теон Смирнский называет числом брака шестерку: «Число 6 — совершенное, потому что оно равно сумме своих долей <…>. Поэтому оно называется брачным, ведь дело брака — производить потомство, подобное родителям» («Изложение математических предметов», 102, пер. А. Щетникова).↩︎

  4. Ср. у Марциана Капеллы о пятерке: «Кто станет, наконец, отрицать, что это число есть диаметр, коль скоро совершенный круг десятки рассекается пополам ее полукружием?» («О бракосочетании Филологии и Меркурия», VII.735, пер. Ю. Шахова).↩︎

  5. Источник текста от слов «У человека — пять чувств…» и до этого места — «Античные чтения» Целия Родигина, XII.10. Ср. также у Плутарха: «Ведь в самой себе она [природа] выделяет пять чувств и пять частей души [121]: растительную (физический рост), воспринимающую, вожделеющую, яростную и разумную» («Об упадке оракулов», 36, пер. Julius).↩︎

  6. Термы — неравномерные участки знаков, соотносящиеся с теми или иными планетами и в различных астрологических системах имеющие разную протяженность.↩︎

  7. Зоофиты — устаревшее название некоторых беспозвоночных (актиний, губок, голотурий и прочих), которые считались промежуточными формами между растениями и животными.↩︎

  8. Источник текста от слов «…среди живых существ…» и до этого места — «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы: «…столько же и видов живых существ, населяющих вселенную: люди, четвероногие, пресмыкающиеся, плавающие и летающие» (VII.735, пер. Ю. Шахова).↩︎

  9. Источник этой классификации — диалог Платона «Софист» (254d—255e).↩︎

  10. Подразумеваются четыре оконечности креста и его центральная точка.↩︎

  11. Под главными подразумеваются раны на стопах, ладонях и груди; второстепенными считались раны от тернового венца и бичевания.↩︎

  12. Источник текста от слов «…это число обладает…» и до этого места — «О тайном значении чисел» Й. ван Клихтова.↩︎

  13. Источник текста от слов «Языческие философы…» и до этого места — «Античные чтения» Целия Родигина, XII.10. Подразумевается, что живое отличается от неживого присутствием пятой, духовной стихии.↩︎

  14. Быт. 6:8, 13—22; 7:1—23.↩︎

  15. Быт. 17:1—21.↩︎

  16. Источник текста от слов «Силою этого числа Авраам…» и до этого места — «О чудотворном слове» И. Рейхлина (2:e6r).↩︎



Ссылки