После Абрамелина: работа со Священным Ангелом-Хранителем

Аарон Лейч1

«Книга Абрамелина» — это немецкий магический текст, написанный, предположительно, Авраамом из Вормса в начале XV века. В нем описывается, как призвать и привязать к себе неразрывными узами своего Священного Ангела-Хранителя. Этот ангел становится главным учителем и духовным наставником соискателя. Благодаря этому соискатель обретает способность творить магию, повелевать духами более низкого ранга и, самое главное, успешнее стремиться к высшему состоянию духовной чистоты.

Коль скоро вы читаете мою статью, можно предположить, что вы уже знакомы с этим знаменитым гримуаром или, по крайней мере, интересуетесь его историей и содержанием. Однако найти о нем полезные сведения может оказаться нелегко. По поводу полугодичного (или полуторагодичного) Обряда Абрамелина, изложенного в этой книге, написано немало, однако почти никто не писал о том, что происходит после того, как обряд завершится. Впрочем, сравнительно недавно я опубликовал статью об абрамелиновой магии духов2, в которой изложил общие принципы работы с духами и талисманами по этой системе — работы, которая начинается по завершении основного обряда. Теперь же я хочу рассказать о том, как развивается взаимодействие не с низшими духами, а с самим Священным Ангелом-Хранителем.

Многие читатели «Книги Абрамелина» ошибочно полагают, будто описанный в ней обряд — это всего лишь церемония эвокации. Конечно, говорят они, ритуал этот очень длинный и требует глубокого погружения, но, тем не менее, это просто такой способ призвать чрезвычайно могущественного ангела. И этот ангел, надеются они, тотчас ответит на все ваши вопросы о жизни, вселенной и всем остальном и наделит вас всеми чудотворными силами, какими вы только пожелаете. Так вы в одночасье превратитесь в великого мага, и Абрамелин вам больше никогда не пригодится. Ведь вы уже взяли от него все, что он может дать.

Если вы так думаете, то, смею вас заверить, вы глубоко заблуждаетесь. В этой статье я расскажу о том, чего с большой вероятностью можно ожидать в последние дни посвятительного обряда как такового и в последующие недели, месяцы и годы. Я постараюсь развенчать популярные мифы об Абрамелине и объяснить, что в самой «Книге Абрамелина» изложена система, рассчитанная на пожизненную практику. Примем это к сведению — и приступим!

 

Обряд Абрамелина — это не просто церемония вызывания ангела. Этообряд коронации

Обряд Абрамелина очень знаменит, но при этом остается одним из самых недопонятых в западной эзотерической традиции. Как уже упоминалось, при поверхностном рассмотрении многие по ошибке принимают его за сложную и длительную церемонию ангельской эвокации, направленную на установление контакта с таинственной и могущественной сущностью под названием «Священный Ангел-Хранитель». И многие полагают, что именно этот контакт называется «познанием и собеседованием» с Ангелом-Хранителем, но на самом деле это не так.

Обряд Абрамелина действительно включает в себя общение с ангелом. Однако общение, то есть «собеседование», — это лишь половина понятия «познание и собеседование». Чтобы научиться беседовать со своим Ангелом-Хранителем, «Книга Абрамелина» не нужна. Если это все, к чему вы стремитесь, то просто живите праведно, молитесь об этом каждый вечер перед сном и проводите каждый день безмолвную медитацию, — и через некоторое время получите результат. Как пишет Агриппа, этот ангел

 

… руководит жизнью души и влагает в разум благие помыслы, неизменно стремясь просветить нас, хоть мы и не всегда это замечаем; те же из нас, кто очистился и живет в покое и мире, те его слышат; и тогда он как бы говорит с нами и являет нам свой голос, прежде неслышимый, и трудится день за днем, дабы привести нас ко святому совершенству3.

 

Иными словами, Священный Ангел-Хранитель постоянно с нами, и чтобы воспринять его, нужно лишь добиться правильного состояния чистоты и ясности. Если вы знакомы с Обрядом Абрамелина, то знаете, что он удовлетворяет требованиям Агриппы, предписывая очищение и безмятежную жизнь. Однако эти условия можно выполнить и без Абрамелина. Я знаю нескольких человек, добившихся собеседования со Священным Ангелом-Хранителем самостоятельно; у кого-то на это ушло несколько месяцев, у кого-то — несколько лет. Более того, я даже знаком с несколькими людьми, к которым их ангел пришел по собственной инициативе — не потому, что они добивались его внимания, а просто вследствие той работы, которую они вели в иных магических или мистических традициях. (В подобных случаях ангел нередко является во сне или в ходе церемониальной работы, направленной на какую-то другую цель.) В основе общения с Ангелом-Хранителем лежит устремление к Высшему и преданность делу самосовершенствования и очищения.

Итак, для чего же тогда нужна вся эта изнурительная операция Абрамелина, если установить контакт со своим Священным Ангелом-Хранителем можно и без нее? Ответ дает первая половина выражения «познание и собеседование». Слово «познание» здесь надо понимать не как утверждение о том, что вы что-то изучили и теперь знаете, что оно существует. Это слово употреблено в библейском смысле и означает прямой, непосредственный и глубоко личный опыт взаимодействия с кем-либо.

Для выражения этой идеи есть более подходящий греческий термин — «гнозис». В западной эзотерической традиции гнозисом нередко называют переживание высоких духовных состояний. Чтобы познать что-либо на интеллектуальном уровне, достаточно прочитать книжку, но гнозис приходит только путем непосредственного личного опыта. Если вы обрели божественный гнозис, то есть познали Бога в этом смысле, это значит, что божество соприкоснулось с вами непосредственно. Таким образом, «познать» своего Священного Ангела-Хранителя — значит, установить с ним тесную личную связь в высшем духовном смысле. Как муж «познаёт» свою жену, так и соискатель в Обряде Абрамелина соединяется со своим Ангелом-Хранителем — духовно и физически. Это бракосочетание, в котором двое становятся как одно.

Эта идея, разумеется, далеко не нова. Изучая древние традиции шаманизма, мы обнаружим, что новоиспеченный шаман нередко вступал в брак со своим божеством-покровителем — в буквальном смысле слова. Он брал себе жену из мира духов (а шаманка, соответственно, мужа), и эти духи-супруги становились источником всех магических сил, целительских и пророческих способностей, которыми обладал шаман.

Одна древняя шаманская традиция, зародившаяся в Африке и дожившая до наших дней, называется «лукуми»; в Новом Свете она более известна как сантерия. Чтобы стать жрецом лукуми (а жрецы в этой религии именуются «санто», что значит «святой»), нужно пройти ритуал под названием «оша». Это церемония коронации — в том смысле, что духа (ориша), который покровительствует будущему жрецу, «усаживают ему в голову». Иными словами, духа-ориша призывают войти в посвящаемого навсегда: отныне жрец будет «одержим» им постоянно; двое фактически станут одним. В некоторых традициях это называется «возведением в святые». Коронацией же эту церемонию зовут потому, что ориша поселяется в голове жреца, а голова как наивысшая точка тела и вместилище сознания теснее всего связана с небесным миром духов.

Те, кто изучал Обряд Абрамелина, вероятно заметят черты сходства с процессом посвящения в жрецы сантерии. Процесс этот начинается с семидневной церемонии (собственно, оша), в ходе которой духа-ориша призывают и привязывают к соискателю. (Чтобы духу было легче войти в голову, соискателя бреют наголо.) От этого ритуала ориша устает и на время погружается в сон. Между тем соискатель проводит год и один день в уединении, совершая очистительные обряды. В этот период он должен одеваться только в белое, соблюдать вегетарианскую диету и не выходить из дому в ночное время. По истечении года проводятся очередные церемонии, чтобы накормить и пробудить спящего ориша, и в итоге в мир приходит новый санто — живой сосуд божества.

Процесс, описанный в «Книге Абрамелина», по существу аналогичен сантерийскому, хотя период очищения в нем предшествует семидневному ритуалу коронации. В исходной немецкой версии обряда соискателю предписывается вести уединенную жизнь и совершать очищения на протяжении полутора лет (трех 6-месячных этапов). В более поздней французской версии этот период сокращен до полугода (или трех этапов по 2 месяца). Соискатель также должен соблюдать вегетарианскую диету и время от времени поститься. Дневной сон не поощряется — из чего следует, что выходить из дому по ночам соискателю будет попросту неудобно. На протяжении последних месяцев соискатель должен облачаться в белую ризу, когда отправляется в молельню. И, наконец, процесс завершается семидневным ритуалом, в ходе которого соискатель призывает Ангела-Хранителя и соединяется с ним неразрывными узами.

Фактически, эквивалентные процедуры в той или иной форме встречаются во многих культурах и традиция по всему свету. Вспомним Моисея, который провел в одиночестве на вершине горы сорок дней и сорок ночей, а когда спустился, «лице его стало сиять лучами» (Исх. 34:29). Схожее явление сопутствовало Преображению Иисуса: «просияло лице Его, как солнце» (Мф. 17:2). Католических святых — тех, кто испытал экстатическое духовное преображение, — изображают с нимбами; и стоит отметить, что христианские монахи по традиции тоже выбривают себе на голове тонзуру. Тонзуру нередко толкуют как символ отречения от материального мира, но по меньшей мере от одного священника я слыхал, что на самом деле это символический вход для Святого Духа.

«Книга Абрамелина» выбривать тонзуру не требует. Однако, согласно французской версии текста, на протяжении первых двух дней общения с ангелом соискатель должен инсценировать собственные похороны (облачиться во власяницу, закрыть лицо покрывалом и посыпать голову пеплом), а затем несколько часов пролежать подобно трупу, головой к подножию алтаря — то есть, на том самом месте, на котором он несколько месяцев подряд призывал своего Ангела-Хранителя. На третий день соискатель входит в молельню в чистой белой ризе (напоминание о Воскресении и Преображении Иисуса); считается, что теперь он познал своего Ангела-Хранителя. Весь день он проводит в собеседовании с Ангелом. Фактически, он был коронован — и теперь стал, так сказать, постоянно одержим своим Ангелом. Двое сочетались браком и стали единой плотью.

Итак, операция Абрамелина, как и церемония оша, — это обряд, превращающий человека в живого святого (или пророка), а не просто сложная процедура вызывания. Разумеется, соискатель при этом вызывает ангела — но не ради краткой встречи, после которой ангелу дадут разрешение удалиться. Если вы сделаете все правильно, ангел не уйдет никогда, и вам постоянно придется делить свое сознание с другим существом.

 

Чего следует ожидать новоиспеченному Пророку Абрамелина?

Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются соискатели, работающие по системе Абрамелина, — это возможное разочарование в самый последний день, тот самый «День Х», когда маг облачается в белое и входит в молельню, чтобы приступить к долгожданной беседе с Ангелом-Хранителем. Если соискатель проводил операцию искренне, то можно смело утверждать: он поставил на результат все, что имел за душой, — всю свою надежду и веру. И вполне понятно, что он ожидает глубокого и волнующего духовного откровения. В конце концов, сам Абрамелин описывает собственную встречу с ангелом так:

 

И тогда ты впервые сможешь испытать, с пользой ли ты провел эти свои шесть Лун и увидишь, сколь хорошо и достойно ты потрудился в поисках премудрости Господней; ибо узришь, как ангел-хранитель твой предстанет в несравненной красоте перед тобою; и будет с тобою беседовать и говорить в словах, исполненных такой любви и доброты и таких сладостных, что никакой человеческий язык того не выразит. И вдохнет он в тебя великое довольство страхом Божьим, перечислив тебе благословенные дары, полученные тобою от Бога; и, приведя тебе на память грехи, которыми ты оскорблял Его за всю свою жизнь, наставит тебя и даст тебе назидание, как умилостивить Его жизнью чистой, набожной и размеренной, и делами честными и достохвальными, и всем тем, что заповедает тебе Бог. После того он откроет тебе истинную премудрость и святую магию, и покажет, где ты ошибался в своих операциях, и как отныне и впредь надлежит поступать, чтобы одолеть духов зла и, наконец, достичь желанных целей. И даст он обещание, что никогда тебя не покинет, но будет тебе защитником и помощником до конца твоих дней — на том лишь условии, что ты будешь подчиняться его приказам и никогда не оскорбишь своего Создателя по собственной воле. Одним словом, он примет тебя с такой любовью, что этот мой рассказ покажется в сравнении с тем, что ты испытаешь сам4.

 

Как ни печально, этот рассказ вводит в заблуждение многих и многих. Это не значит, что Абрамелин допускает в чем-то неточности или попросту лжет. На самом деле все действительно произойдет именно так, как описано. Но велика вероятность, что все это случится не сразу и не в тот последний день операции, когда магу обещана первая беседа с ангелом. Не исключено, что у Авраама из Вормса все описанное произошло в одночасье, но вполне вероятно и то, что он выражается метафорически и рассказывает не о событиях одного дня, а о том, чего следует ожидать в отдаленной перспективе. Наверняка мы этого не узнаем никогда.

Но вот что я могу утверждать как по собственному опыту, так и по опыту других людей, проведших этот ритуал: не стоит рассчитывать, что в пресловутый «День Х» вас посетит эдакое «видение Иезекииля», и вообще не нужно ожидать никакого парада спецэффектов. Нет, разумеется, все это может случиться, но никакой гарантии нет. И здесь важно понимать, что отсутствие ярких видений вовсе не означает, что вы потерпели неудачу. Многие соискатели страшно разочаровываются, не встретившись в этот долгожданный день с великолепным ангелом лицом к лицу, не услыхав никакого трубного гласа и не обретя никаких особых магических сил. В свое время это и для меня стало серьезным камнем преткновения.

Когда я проводил Обряд Абрамелина, месяц за месяцем тщательно выполняя все предписания, мой добрый друг и наставник (сантеро Ошани Леле) откровенно посмеивался над моими завышенными ожиданиями. «Что-о-о-о? — дразнился он тоненьким голоском, скорчив обиженную физиономию. — Как же та-а-а-ак? А почему никаких вспышек света? А почему никаких клубов дыма? А почему никакого де-е-е-е-е-е-е-е-мона?..» Конечно, он не дурак повеселиться просто так, но я лишь впоследствии понял, что он таким образом пытался подготовить меня к крупному разочарованию. Он знал, что представляет собой церемония оша и с какими проблемами часто сталкиваются прошедшие ее соискатели. Судя по всему, новоиспеченные санто тоже расстраиваются, когда посвящение проходит без спецэффектов.

Кроме того, он знал еще кое-что важное. Как я уже упоминал, церемония коронации утомительна — и не только для соискателя, но и для божества, которое входит в физическое тело человека и, так сказать, рождается заново. Процесс этот по-своему не менее травматичен, чем роды, от которых устает не только мать, но и новорожденный. Это значит, что после церемонии отдых необходим обоим: и соискателю, и божеству. Поэтому ориша, вселившийся в человека в ходе церемонии оша, погружается в сон на целый год, чтобы восстановить силы и привыкнуть к новому состоянию. И только через год его кормят и пробуждают посредством еще одного ритуала.

В «Книге Абрамелина» на отдых после обряда отводится всего неделя и ничего не говорится о том, что Ангел-Хранитель на какое-то время погрузится в сон. Но можете не сомневаться: на самом деле он уснет. Сколько именно времени ему понадобится на отдых, неизвестно: скорее всего, в каждом отдельном случае — по-разному. Но если у соискателя хватит терпения и веры, рано или поздно ангел пробудится и положит начало масштабным переменам в его жизни.

К сожалению, сам я этого не понимал, когда проходил посвящение по системе Абрамелина. Никакие шутки и предупреждения Ошани не смогли пробиться сквозь толстую броню моих надежд. Так что в «День Х» меня ожидало огромное разочарование. Правда, накопленный к тому времени опыт магической работы не прошел зря: какое-то видение меня все-таки посетило, и я смог худо-бедно пообщаться со своим ангелом. Позже выяснилось, что в этом видении и беседе заключался подлинно глубокий смысл, но в тот момент я сильно сомневался: казалось, это всего лишь игра воображения и попытка выдать желаемое за действительное. Никакого экстатического состояния, подобного тому, что описано у Авраама, я не испытал. Я не узнал никаких магических тайн, не получил никаких наставлений, не услышал благословений и, короче говоря, не пережил ничего такого, что могло бы наполнить мое сердце изумлением и блаженством.

Остаток ритуала я довел до конца чисто механически. И когда все закончилось, я решил, что не буду рассказывать о своем разочаровании всем и каждому. Вместо этого я обратился в частном порядке за советом к трем моим знакомым, которых глубоко уважал. Я не стал делиться с ними всеми подробностями и жаловаться на отсутствие впечатляющих результатов. Я всего лишь задал каждому из них по одному простому вопросу.

Первым был Ошани Леле, без помощи которого я бы вообще не смог бы довести Обряд Абрамелина до конца. Его я спросил: «На что может рассчитывать посвященный сразу после того, как пройдет церемонию оша?» По-моему, он догадался, почему я об этом спрашиваю, — и именно тогда он, наконец, объяснил, что после ритуала ориша на некоторое время погружается в сон.

Вторым был Стив Кинни, мой близкий друг, квакер и опытный мастер церемониальной магии. Его я просто попросил сделать расклад на Таро. Вопрос к картам звучал так: «Теперь, когда я исполнил Обряд Абрамелина, чего я могу ожидать?» Не вдаваясь в детали расклада, скажу лишь, что заключительной картой выпал «Суд» — знак грядущего пробуждения великой силы. (В колоде, которой мы воспользовались, на этой карте изображен архангел Михаил, выходящий из моря, и посвященный, который встает из своей гробницы, как феникс в ореоле огня.) Посмотрев на карты, Стив сказал, что сейчас у меня период затишья, но вскоре начнется что-то очень важное.

Последним, к кому я обратился за советом, был Чик Сисероу, адепт Ордена Золотой Зари, — с ним я тогда еще был едва знаком. Правда, к тому времени он успел подарить мне миндальный жезл, который я использовал в обряде Абрамелина, для созывания духов. Сам Чик в свое время тоже прошел обряд Абрамелина, хотя и не в изначальном варианте, и у него уже сложилось собственное мнение о том, что представляет собой Ангел-Хранитель. Я спросил его, чего может ожидать человек сразу по завершении обряда. Чик ответил, что мы с моим ангелом сейчас — как новорожденные, поэтому пока мне не следует ожидать слишком многого. Должно пройти какое-то время, пока мы с ним привыкнем друг к другу.

Получив три, по существу, одинаковых ответа из таких разных и не связанных между собой источников, я был потрясен. Потом я сообразил, что и сам Авраам в «Книге Абрамелина» утверждает, что обряд не превращает человека в адепта: даже после того, как состоится «познание и собеседование», соискатель остается новичком, которому предстоит еще многому научиться. Приняв это все во внимание, я решил больше не беспокоиться и стал просто верить и ждать. Я продолжал молиться своему Ангелу-Хранителю каждый день и подтверждать свою веру в то, что он — а точнее, она, — уже здесь, со мной; что она слышит меня и рано или поздно откликнется.

Ждать пришлось недолго — всего около месяца. Подозреваю, что процесс удалось ускорить благодаря тому, что в конце октября того года я посетил большую церемонию в честь Самайна — и пришел на нее в том же облачении, в котором проводил обряд Абрамелина. По окончании основного праздничного ритуала меня и еще нескольких человек, принесших свои колоды Таро, вывели в центр круга. Там нас благословили и насытили наши колоды силой для предстоящего гадания. И когда я начал раскладывать карты, мой ангел пробудился и начал пророчествовать через меня. Ничего подобного со мной еще никогда не случалось! Мне открывались тайны каждого человека, который ко мне обращался; меня посещали настоящие видения — и, в сущности, карты мне оказались почти ни к чему! Многие присутствующие потом утверждали, что я в это время как будто светился. Не успел я и глазом моргнуть, как ко мне выстроилась длинная очередь желающих получить предсказание. Тем вечером начался новый и довольно-таки непростой период в моей жизни. Я еще не догадывался, какие разительные перемены мне предстоят, но в итоге я стал совершенно другим человеком.

Теперь, когда прошло уже много лет, я могу подтвердить, что получил от своего ангела всё обещанное в «Книге Абрамелина». Я не раз беседовал со своей хранительницей и чувствовал ее любовь и сострадание. Она открыла мне истинные тайны магии: как призывать ангелов, как работать с духами, как правильно использовать талисманы и многое другое. Она указала мне другие источники знаний и мудрости. Она научила меня достойно жить и взаимодействовать с другими людьми. Ее влиянием в первую очередь определялись все важные решения, которые я принимал в своей жизни. Она сделала меня тем, кто я есть, — писателем и наставником в эзотерических науках. Она всегда отвечала на все мои молитвы, и хотя путь, которым она вела меня, подчас бывал тернист, она ни разу не направила меня в ложную сторону.

О том же рассказывают и другие посвященные, прошедшие Обряд Абрамелина: поначалу ничего особенного не происходит, но если твердо верить и не сдаваться, то рано или поздно результаты превзойдут все ожидания. У меня этого заняло всего месяц; у кого-то ангел может пробудиться раньше, у кого-то — гораздо позже. Но самое главное —не терять веры и преданности: пусть на это уйдут годы или даже вся оставшаяся жизнь, — все равно продолжайте верить. Если вы провели обряд правильно и не сдались, ангел непременно проявится — как только вы будете готовы по-настоящему.

 

Итак, вы не увидели своего ангела. Что же вам теперь делать?

Когда я объясняю все это очередному ученику, тот, как правило, спрашивает: «А как насчет Созыва духов?» Резонный вопрос. Ведь тот самый «день Х», когда происходит встреча с ангелом, — это лишь четвертый день семидневного ритуала. В последние три дня маг созывает низших духов и берет с них клятву служить ему и никогда ему не вредить. Но как же завершить Обряд Абрамелина, если вы так и не увидели Ангела-Хранителя и не получили от него наставлений о том, как справиться с низшими духами? Есть несколько вариантов.

Совет, который я даю большинству учеников, — приобрести опыт вызывания духов еще до того, как вы приступите к Обряду Абрамелина. В какой бы традиции вы ни работали — в вуду или худу, по соломоновым гримуарам или иным системам церемониальной магии, — подобная практика пойдет только на пользу. Тот, кому предстоит взять клятву верности с могучих демонов вроде Люцифера и Сатаны, совсем не помешает заранее понять, как работать с духами попроще. Кроме того, если у вас уже будет опыт восприятия духовных сущностей, это поможет общаться не только с низшими духами, но и с самим Ангелом-Хранителем.

Кроме того (и это чрезвычайно важно!), даже если у вас нет такого опыта и вы оказались не в состоянии воспринять присутствие ангела, все равно необходимо продолжать операцию с твердой верой в то, что ваш ангел уже с вами и помогает вам в царстве духов. Он (или Она) не уснет, пока вы не завершите обряд, — не думаете же вы, что ангел способен бросить вас на растерзание демоническим князьям! Читать заклинания для созыва духов следует в полной уверенности, что ваш хранитель стоит рядом с вами и держит меч наголо. И, в то же время, вы не должны ни на мгновение сомневаться, что вызванные духи слышат вас и принимают положенное участие в ритуале, — даже если вы не можете их увидеть. Как только ритуал завершится и духи поклянутся не причинять вам вреда, ангел погрузится в сон, и вы с ним оба сможете отдохнуть.

Вот такой совет я обычно даю ученикам — потому, что у меня самого все произошло именно так. Среди тех немногочисленных видений, которые я получил от своего ангела в «день Х», не было никаких наставлений по поводу духов. Но, к счастью, у меня был некоторый опыт работы с духами по гримуарам, и я провел Созыв с достаточной твердой верой в то, что ритуал сработает и ангел поддержит меня несмотря ни на что.

С другой стороны, я говорил с другими людьми, проведшими операцию Абрамелина, и некоторые из них предпочли другой — но не менее достойный — вариант. Один из этих соискателей, как и я, работал по французской версии — той, в которой Обряд Абрамелина занимает полгода. Дождавшись «дня Х» и так и не увидев своего ангела, он просто решил продолжать в том же духе. Он не стал созывать духов. Он просто продолжал затворничество со всеми предписанными очищениями и молитвами до следующей Пасхи. И, добавил он, если бы понадобилось, он продлил бы обряд еще на шесть месяцев, и еще на шесть, и так далее — до тех самых пор, пока не ангел не удостоил бы его долгожданного видения. К счастью, хватило всего полугода: на следующую Пасху он, наконец, узрел ангела, после чего созвал духов и завершил обряд.

Это вполне рабочий вариант, и на то есть несколько причин. Во-первых, такое решение свидетельствует о невероятной вере и настойчивости. Оно сообщает вашему бессознательному и миру в целом, что вы попросту никогда не сдадитесь, пока не достигнете цели, — даже если на это придется потратить всю оставшуюся жизнь.

Во-вторых, хотя в то время мы этого не знали, но позже выяснилось, что изначально Обряд Абрамелина был рассчитан не на шесть, а на восемнадцать месяцев. Поэтому, приняв решение продлить операцию еще на шесть месяцев, а потом, если понадобится, и еще, соискатель не погрешил не только против духа, но и против буквы обряда. Его Ангел-Хранитель направил его на путь, правильность которого подтвердилась впоследствии, когда немецкая версия «Книги Абрамелина» была наконец опубликована в переводе на английский.

И, наконец, в пользу пригодности такого подхода свидетельствует и то, что мои собственные результаты согласуются с теми, которых добился этот соискатель. Меня неоднократно спрашивали, как я думаю: следует ли проводить полный полуторагодичный обряд или шести месяцев будет достаточно? И я всегда отвечал, что это не имеет значения, потому что объем работы, который вам придется проделать, от этого не изменится. Работа по системе Абрамелина не заканчивается посвятительным обрядом, а только начинается. Обратите внимание, даже Авраам упоминает о том, что ангел укажет вам на ошибки, допущенные в ходе операции, и, надо полагать, объяснит, как исправить их в ходе дальнейшей работы.

Иными словами, если на то, чтобы установить полноценную связь со своим Ангелом-Хранителем, лично вам требуется полтора года, то даже если вы завершите сам ритуал за шесть месяцев, это ничего не изменит. Вам все равно придется продолжать работу еще целый год, чтобы увидеть результаты. И если, допустим, на установление такой связи лично вам требуется пять лет, то даже полная полуторагодичная версия обряда не сократит этого срока. Более того, как я уже сказал, настоящая работа начнется лишь после того, как эта связь возникнет и утвердится.

Когда я сам проводил операцию Абрамелина, я решил завершить заключительный семидневный обряд, как было предписано. Я просто верил в то, что ритуал сработает, если я все сделаю правильно. Но и после этого я продолжал молиться и стремиться к своему ангелу, пока не достиг цели. Во втором примере соискатель решил отложить заключительный семидневный обряд, но тоже продолжал призывать ангела, пока не добился своего. Одним словом, мы не сдались и не признали поражения. Мы оба проявили твердость веры и настойчивость. И оба мы, в конечном счете, проделали всю работу, которая требовалась каждому из нас для достижения результата.

Но самое главное — то, что мы оба продолжаем работать по системе Абрамелина по сей день. Насколько я знаю, точно так же обстоит дело и у всех остальных, кто добился посвящения по этой системе. Обряд Абрамелина — это не просто какой-то магический опыт, который можно опробовать и забыть. Как только связь закрепится и ваш Священный Ангел-Хранитель пробудится ото сна, перед вами откроются перспективы дальнейшей работы, которая будет продолжаться до конца ваших дней.

 

Дальнейшая работа с Ангелом-Хранителем

Итак, предположим, что вы исполнили Обряд Абрамелина от начала и до конца. Ангел укрепился у вас в голове, духи принесли клятву верности, вы посвятили отдыху предписанные семь дней. Что теперь? Скорее всего, ваш Хранитель все еще спит, но вы знаете, что в свое время он проснется и вы с ним начнете совместную работу. Как же должен продолжаться процесс познания и собеседования? Авраам отвечает на этот вопрос в «Книге Абрамелина». Во-первых, мы находим у него следующий ценнейший совет:

 

Кроме того, если пожелаешь, можешь оставить все убранство на месте и по-прежнему содержать в чистоте и порядке молельню и алтарь; последний, впрочем, можешь переставить в угол, если в центре комнаты он [причиняет] тебе [неудобства]. И в этой комнате, если она не утратит чистоты и останется неоскверненной, ты можешь каждую [субботу] наслаждаться обществом твоего ангела-хранителя, — а это один из высочайших даров, о каких только можно мечтать в этом священном искусстве5.

 

Это замечание обнаруживается в самом конце главы; такое впечатление, что оно было приписано позже. Оговорка «если пожелаешь» наводит на мысль, что следовать этому совету не обязательно. Но на самом деле он действительно очень полезен. Весь Обряд Абрамелина для того и нужен, чтобы вывести Ангела-Хранителя на первый план в вашей жизни и добиться, чтобы он стал вашим наставником и учителем. Так что, разумеется, вы захотите «наслаждаться обществом своего ангела-хранителя» достаточно часто! И здесь очень показательны заключительные слова Авраама: «…это один из высочайших даров, о каких только можно мечтать в этом священном искусстве». Иначе говоря, последовать этому совету не только желательно, но и необходимо.

Как мне кажется, за выражением «если пожелаешь» стоит только то, что сохранять полное убранство молельни не обязательно. По моему опыту, мало кто может позволить себе такую роскошь, как пожизненное содержание отдельной молельни. В моем случае, например, молельня занимала большую часть гостиной, и мне пришлось освободить это пространство для всей семьи после того, как обряд закончился. Вдобавок, мы с тех пор давно уже переехали в другой дом. Другие люди живут на съемных квартирах или даже строят времянки для молельни на каком-нибудь съемном участке. Разумеется, будет просто замечательно, если вам все-таки удастся сохранить в неприкосновенности ту самую молельню, в которой вы изначально проводили обряд, — то самое место, где вы обрели второе рождение в духе, — и именно там продолжать встречаться и беседовать с ангелом до конца своих дней. Но если это невозможно — ничего страшного!

Как вариант, можно подыскать в доме место для новой молельни, и она совсем не обязательно должна оставаться такой же, какую вы использовали в ходе обряда. Мне повезло: у меня в доме есть освященная «храмовая комната». В центре ее стоит черный алтарь для магических операций общего характера, но восточная стороны комнаты отведена под личную молельню: там помещается белый алтарь Абрамелина, отгороженный белой занавеской.

Однако так было не всегда. На протяжении многих месяцев после обряда алтарь Абрамелина просто стоял у меня в спальне. Не было даже занавески, чтобы отгородить его от жилого пространства. Но я благополучно работал с ангелом и в таких условиях — и это никогда не вызывало проблем.

Как бы там ни было, просто имейте в виду: чтобы продолжать собеседование со Священным Ангелом-Хранителем, желательно держать в освященном пространстве — и содержать в чистоте и порядке — специальный алтарь. Кроме того, общаться с ангелом следует регулярно: Авраам говорит, что лучше всего делать это по субботам. (Впрочем, некоторые, и я в том числе, предпочитают воскресенье — полагаю, это зависит от того, какой день недели традиционно предназначается для отдыха в вашей культурной среде.)

 

Стандартная процедура

Следующий вопрос: какова обычная процедура при работе с ангелом? Авраам отвечает на него в главе, посвященной тому, как получать от ангела новые магические квадраты. Здравый смысл подсказывает, что этим стандартным методом следует пользоваться всякий раз, когда вы пожелаете беседовать с ангелом:

 

Накануне того дня постись, а наутро, вымывшись дочиста, войди в молельню, облачись в белую ризу, зажги светильник и вложи благовоние в кадило. Затем положи на алтарь серебряный ламен, помазав два угла его священным маслом; пади на колени и вознеси молитву Господу, воздавая купную благодарность за все те дары, которые ты уже обрел.

Затем взмолись Ему, чтобы Он послал тебе твоего святого ангела и чтобы тот наставил тебя, ибо ты пребываешь в невежестве, и соблаговолил бы исполнить твое желание. После этого воззови к своему священному ангелу-хранителю, умоляя, чтобы он явился тебе в видении и наставил тебя о том, как начертить и изготовить символ операции, которую ты желаешь исполнить. И продолжай молиться до тех пор, пока не увидишь перед собою явление ангела во всем его великолепии. Затем подожди и посмотри, не откроет ли он тебе чего-либо и не прикажет ли что-то относящееся к форме искомого символа. <…> И, не прикасаясь к ламену и не сдвигая его с места, тотчас же перерисуй символ — в точности так, как он тебе открылся; а металлическую пластину оставь на алтаре до вечера; вечером же убери, завернув в чистый шелковый лоскут, после того как вознесешь свою обычную молитву и воздашь благодарность6.

 

Если вы знакомы с «Книгой Абрамелина», то, должно быть, заметили, что эта процедура аналогична той, которой предписывается следовать во время молитвы в заключительные месяцы посвятительного процесса. Иными словами, Авраам намекает на то, что этот посвятительный процесс в каком-то смысле будет продолжаться до конца ваших дней. С Ангелом-Хранителем следует встречаться по меньшей мере раз в неделю — по субботам. И процедура этих встреч по существу не отличается от той, которую вы проводили при подготовке к самому первому свиданию с ангелом.

За минувшие годы я разработал два стандартных метода практики. Первый и более важный из двух — это метод, при помощи которого я призываю ангела, чтобы беседовать с ним и получать мудрые наставления. Второй метод — это сокращенная практика, включающая в себя молитвы и поклонения, но не подразумевающая полноценного призывания. В следующих разделах я опишу оба эти метода работы.

 

Канун субботы: подготовка

Какому бы методу вы ни следовали, начинать нужно с поста в канун субботы. Во французской версии Авраам указывает, что пост начинается с того момента, как в небе зажжется первая звезда. Я обычно стараюсь ничего не есть после захода солнца — только пью воду.

Этим же вечером лучше всего навести порядок в молельне. Я подметаю пол, вытираю пыль с алтаря, вытряхиваю занавески, чищу и протираю все священные предметы, стоящие на алтаре.

Если вы собираетесь провести полное призывание ангела или планируете на завтрашний день какую-то другую магическую операцию, то остаток вечера нужно провести в уединении и покое, лучше всего — за чтением молитв об успехе предстоящей работы.

 

Утро субботы: открытие молельни (и сокращенный обряд)

На следующее утро перед восходом солнца вымойтесь, облачитесь в белую ризу и войдите в молельню (обязательно босиком).

Прежде всего откройте все окна в комнате. (Если в молельне только одно окно, желательно, чтобы оно располагалось на востоке — но строгой необходимости в этом нет.) Я предпочитаю открывать окна настежь, но если это по каким-то причинам неудобно (например, вы опасаетесь, что кто-нибудь посторонний нарушит ваше уединение), можно просто отдернуть шторы и впустить в комнату утренний свет. Выключите все искусственное освещение.

Затем, подойдя к алтарю, зажгите светильник и огонь в кадиле с благовонием. (В случае, если вы собираетесь провести полное призывание, нужно также развернуть и положить на алтарь серебряный [или восковой] ламен, но об этом я скажу подробнее в следующем разделе).

Преклоните колени перед алтарем и вознесите молитвы Всевышнему и своему Ангелу-Хранителю. Поблагодарите бога за все то хорошее, что было в вашей жизни, и исповедуйтесь в своих ошибках и недостатках.

Затем помолитесь о том, чтобы ваш Ангел-Хранитель пришел и поговорил с вами. (Следуя французской версии «Книги Абрамелина», я вдобавок читаю 137-й псалом («Славлю Тебя всем сердцем моим…»)

Если вы проводите сокращенный обряд, то после этого нужно лишь вознести схожие благодарственные молитвы своему Ангелу-Хранителю. А затем просто посидите молча и в безмолвной молитве. Когда закончите, встаньте, погасите светильник, закройте окна и покиньте молельню. Этот сокращенный обряд хорош для случаев, когда у вас мало времени, не хватает сил или вы просто не чувствуете настоятельной необходимости поговорить со своим ангелом лицом к лицу.

 

Полное призывание Ангела-Хранителя (и серебряный ламен)

Полное призывание ангела всегда предпочтительнее сокращенного обряда: встретившись со своим хранителем, вы можете попросить его о наставлениях и выслушать его советы. В полной версии обряда необходимо использовать серебряный (или восковой) ламен.

Что представляет собой это загадочное орудие? Это инструмент коммуникации, при помощи которого можно принимать сообщения от ангела. Традиционное название такого магического орудия для общения с духовными сущностями — «альмадель». В древнейшие времена ясновидцы смотрели на поверхность воды священных водоемов, чтобы получить пророчество. Позже стали использовать другие отражающие поверхности — и так сформировалось современное представление о магическом зеркале. В конце концов многие пришли к выводу, что даже зеркальная поверхность для этого не нужна, и альмадели стали делать и воска и других подобных материалов. В двух версиях «Книги Абрамелина» описаны два варианта альмаделя: во французской — квадратная пластина отполированного серебра, а в более ранней, немецкой, — восковой семиугольник. Лично я работаю с квадратной серебряной пластиной. Но какой бы вариант вы ни предпочли, держите его под рукой, когда пожелаете напрямую говорить с ангелом.

Итак, если вы проводите полный обряд, то после того, как зажжете светильник и благовоние, но до того, как преклоните колени перед алтарем для молитвы Всевышнему, извлеките ламен/альмадель из белого шелка, в который он завернут. Положите его в центре алтаря. Затем возьмите священное масло, обманите в него кончик пальца и прикоснитесь к углам ламена. Я помазываю все четыре (а не только два) угла, чертя на них маленькие крестики, а оставшимся на пальце маслом рисую такой же крестик у себя на лбу.

Выполнив это, опуститесь на колени, помолитесь и исповедуйтесь Всевышнему, как обычно, а затем приступайте к молитвам о том, чтобы ваш Ангел-Хранитель пришел и говорил с вами. Продолжайте призывать его до тех пор, пока не почувствуете, что ангел — с вами. После этого можете говорить с ним, сколько захотите, и просить обо всем, что вам нужно.

Как именно вы будете видеть, слышать или иным образом воспринимать своего ангела — вопрос индивидуальный. В одной из вышеприведенных цитат Авраам утверждает, что магический квадрат, который вы хотите получить от ангела, появится на поверхности серебряного ламена. В другом месте он говорит, что буквы проступают на поверхности металла, подобно росе. Но я обычно работаю со своим ламеном как с магическим кристаллом. Иногда я вглядываюсь в его зеркальную поверхность, но чаще просто прикасаюсь к нему пальцами и закрываю глаза — и перед моим мысленным взором появляются различные сообщения и образы. Разумеется, я не так уж часто обращаюсь к своей хранительнице с просьбами о новых магических квадратах. Я просто прошу ее говорить со мной, о чем она сама пожелает, и спрашиваю, нет ли у нее для меня каких-нибудь наставлений или вестей от Всевышнего. В ходе этого обряда я не раз переживал экстатический опыт.

 

Закрытие молельни

Завершив беседу, я возношу благодарность своему Ангелу-Хранителю и Всевышнему за это драгоценное сокровище — дар познания и собеседования с ангелом. Затем я кладу на уголь свежую порцию благовоний и гашу светильник.

Если вы проводите сокращенный обряд, можете закрыть окна в молельне и просто уйти — ничего больше делать не нужно. Уголь в кадиле догорит сам по себе.

Если же вам довелось воспользоваться серебряным ламеном, оставьте его лежать на алтаре и, уходя, не закрывайте окна. Желательно оставить светильник зажженным на весь день — конечно, если это удобно и безопасно. До вечера в молельню входить не следует.

На закате снова совершите омовение, облачитесь в белую ризу и вернитесь в молельню. Снова зажгите светильник (если он погас) и благовоние, преклоните колени перед алтарем и вознесите обычные благодарственные молитвы Всевышнему и Ангелу-Хранителю за всю ту помощь, которую они вам даровали. (Читать 137-й псалом на сей раз не обязательно.)

Закончив, закройте окно, бросьте на угли свежую порцию благовония и погасите светильник. (Лично в моем случае ангел велел заменить масляную лампу белой свечой, так что, покидая молельню вечером, я оставляю свечу догореть.) И, наконец, протрите серебряный ламен, чтобы очистить его от масла, заверните его в белый шелк и уберите на хранение. После этого можете покинуть молельню до кануна следующей субботы.

 

Я настоятельно советую приступить к этим еженедельным поклонениям сразу после того, как вы завершите Обряд Абрамелина. Дайте себе неделю на отдых, как предписано, а после этого в ближайший канун субботы приступайте к практикам. Если ваш Ангел-Хранитель все еще спит, ничего страшного: проводя эти ритуалы каждую субботу, вы только приблизите час его пробуждения. В сущности, вы как будто продолжаете Обряд Абрамелина, создавая тем самым идеальные условия для того, чтобы ангел пробудился как можно скорее. И после того, как это случится, субботние обряды в молельне дадут вам возможность регулярно встречаться и беседовать с ангелом лицом к лицу.

 

Заключение: жизнь со Священным Ангелом-Хранителем

Вышеописанный обряд я провожу не только еженедельно в ночь с субботы на воскресенье, но и перед любыми серьезными магическими операциями. Я призываю свою хранительницу и прошу ее о помощи в предстоящей работе, а затем, не закрывая молельню, приступаю к задуманной магической церемонии. С тех пор, как я стал поступать именно так, качество и масштаб результатов невероятно возросли. Моя хранительница всегда остается рядом со мной, какого бы ангела или духа я ни призывал, какой бы талисман ни освящал и так далее. Она дает советы и наставления по ходу ритуалов и беседует с другими духовными сущностями. От нее я узнал о древней магии куда больше, чем от любого другого учителя или из всех прочитанных книг. Она — главный источник моих магических способностей, и это совершенно естественно.

Я очень надеюсь, что прочитавшие эту статью поймут серьезную разницу между простой церемонией призывания и «постоянной одержимостью», наступающей в результате Обряда Абрамелина. Большинство авторов, предлагающих альтернативные (и, как правило, упрощенные) версии абрамелиновой операции, говорят, по существу, лишь о «собеседовании» с ангелом. И для этой цели их методы, скорее всего, вполне подходят. Однако тот масштабный процесс, который описал в своей книге Авраам из Вормса со слов египетского пророка Абрамелина, невозможно ни упростить, ни заменить какой-либо иной, более краткой церемонией.

Мало кому удается провести Обряд Абрамелина должным образом — не сдавшись на раннем этапе и не внося в него никаких поправок ради собственного удобства (изменения можно вносить, если того требуют непреодолимые обстоятельства, но обычные вопросы удобства нельзя назвать уважительной причиной). Однако я надеюсь, что эта статья и будущие мои работы помогут новым соискателям обрести тот редкий и драгоценный дар, который обещает «Книга Абрамелина» — разумеется, при условии, если они решатся посвятить этой цели всю свою жизнь.


1 Аарон Лейч — современный оккультист, практикующий маг и исследователь истории магии. Член Герметического ордена Золотой Зари. Автор множества статей по европейской гримуарной традиции, магии Золотой Зари и Телемы, каббале, ангелологии, енохианской магии, ближневосточной религии и мифологии, шаманизму, неоплатонизму, герметизму, алхимии, Викке, неоязычеству, религиям африканской диаспоры и традиции худу, а также книг «Тайны магических гримуаров», «Ангельский язык» (в 2-х тт.) и «Енохианский гримуар: ангельская магия от Джона Ди до Золотой Зари». — Здесь и далее примечания переводчика, если не указано иное.

2 Рус. пер. см.: Аарон Лейч, «Абрамелинова магия духов». // В мире духов и демонов. Антология. М.: Ганга, Телема, 2014, стр. 185—223.

3 Агриппа, «Оккультная философия», III.22. — Примеч. автора.

4 «Книга священной магии Абрамелина-мага», II.13. — Примеч. автора.

5 «Книга священной магии Абрамелина-мага», II.18. — Примеч. автора.

6 «Книга священной магии Абрамелина-мага», II.20. — Примеч. автора.

 

Перевод: Анна Блейз, 2017

Ссылки