Посвящённый как Повешенный

Sr. Ahavah

Не правда ли, похож на плод,

Кого повесили на Древе?

Вниз головой, над лоном вод…

Не правда ли, похож на плод?

Он созревает, в самом деле,

И скоро, скоро упадет…

Не правда ли, похож на плод,

Кого повесили на Древе.

Сергей Яшин (Брат Единорог).

Триолеты Таро

К этой теме я возвращалась уже неоднократно и сразу хочу оговорить, что сейчас мне бы хотелось поговорить именно о том, как и в чем Аркан таро Повешенный архетипически перекликается с  человеком, прошедшим посвящение. Соответственно, я не буду рассматривать все значения Аркана, как те, что отношения к посвящению не имеют вовсе, так и те, что могут относиться к символизму отдельных степеней. В этом Аркане более чем достаточно того, что характеризует состояние посвящённого в целом. Опять же, это вовсе не значит, что в рамках Посвящения отдельного человека обязательно отыграемся именно он, хотя, тех, кому удалось вовсе не повисеть на своём кресте я, пожалуй, не встречала. 

Аркан «Повешенный» как правило, считается среди тех, кто использует Таро как гадательный инструмент, одним из «плохих». Действительно, он означает главным образом остановку в делах («подвешивание ситуации»), беспомощность, жертву. Да и само изображение его отсылает нас одновременно к казни разбойников и мятежников через повешение вниз головой (казнь намного более страшная, чем просто повешение за шею, кровь быстро приливала к голове, начинались галлюцинации, глаза вылезали из орбит, иногда глаз выкалывали, чтобы давление крови снижалось, и человек мучился дольше, но, в конце концов, он умирал от кровоизлияния в мозг), и к распятию Иисуса. Но среди тех, кто учитывает высшие значения арканов, его смыслы связаны с тем, что Иоанн Креста называл «Темной ночью души», с алхимическим негредо – очищением души через страдание перед возвышением.

В Книге Тота А. Кроули говорит об этой карте, что «она представляет духовную функцию воды в организационной структуре посвящения; это крещение, которое также является смертью». Стихия воды связана с одной стороны с чувствами, бессознательным, эмоциональностью, растворением сознательной личности, а с другой с очищением от старого, отжившего, омовением, растворением костного.  Вода связана со смертью и рождением, смертью как растворением, и рождением, как выходом из вод. Ритуал крещения (в различных традициях, где он присутствует), включает в себя разные аспекты символизма воды – смерть для старого, растворение в Боге, очищение от отжившего, рождение для нового.

И далее там же Кроули продолжает: «ноги человека перекрещены так, что правая образует прямой угол с левой, руки же вытянуты под углом 60 градусов, составляя, таким образом, равносторонний треугольник. Это дает нам символ Треугольника, увенчанного Крестом, изображающий нисхождение света во тьму для ее искупления. Вот почему у головы и конечностей видны зеленые диски: зеленый, цвет Венеры, означает Милость. Воздух над водой также зеленый, пронизанный лучами белого света Кетер. Вся фигура подвешена к кресту Анх (это одна из форм Розы и Креста), и вокруг левой ступни обвивается Змей, творец и разрушитель, управляющий всякими переменами. / Стоит отметить, что по мере проявления искупающего элемента он явно становится темнее и плотнее; но зеленый – это цвет Венеры, цвет надежды, скрытой в любви. Все это связано с формулой Розы и Креста, уничтожения «я» в Возлюбленном как условия продвижения вперед. В низшей тьме смерти начинает шевелиться змей новой жизни». Это соответствие Венере, которое всплывает вроде бы непонятно откуда, очень важно, на мой взгляд, но я вернусь к нему ближе к концу этой статьи.

Для начала обозначу те основные смысловые пласты этого Аркана, которые важны в контексте Посвящения:

  1. Остановка, отсутствие действия.
  2. Пассивность, связанность (это вовсе не то же самое, что остановка, мы можем пассивно позволять нас вести куда-то).
  3. «Между тем и этим».
  4. «С ног на голову», потеря опоры. 
  5. Жертва. 

Прежде, чем переходить к анализу этого Аркана, напомню некоторые соответствия. В английской школе таро «Повешенный» соответствует букве Мем (מ), стихии Воды, пути от сефиры действия и ограничения Гебуры к сефире интеллекта и знания Ход. Во французской же школе таро «Повешенный» соответствует букве Ламед (ל), значение которой «бычье стрекало», к ней относится знак зодиака Весы и путь от той же Гебуры к центру личности Тифарет. Сравнение различных систем позволяет нам отвязать архетип «Повешенного» от водно-бессознательной природы пути Мем. Это - лишь одно из его соответствий, которое может меняться от школы к школе, само же значение «Повешенного» при этом если и не остаётся неизменным, то, по крайней мере, не лишается своего ядра.

Я буду проводить параллели как с самими посвятительными ритуалами из разных традиций, в первую очередь, близких к Телеме масонских ритуалов и открыто опубликованных Алистером Кроули ритуалов посвящения и самопосвящения, так и со всем процессом трансформации, который сопутствует посвящению, поскольку, сам ритуал и есть символическое описание этого процесса.

Начнём мы, пожалуй, не по порядку, а со связанности и пассивности, поскольку эти мотивы мы встречаем во многих посвятительных ритуалах, то есть ещё до того, как наш Посвящённый таковым стал. В ритуале Посвящения, у посвящаемого связанны руки, глаза закрыты повязкой. По легенде ритуала он – пленник, что символизирует плен материи, бездуховности, в котором кандидат пребывает до того, как становится на инициатический путь. Он слеп и связан изначально, а путы и повязка в ритуальном пространстве дают ему осознать, ощутить свою связанность и слепоту, ведь как в аналитической психологии, так и в мистико-магических традициях осознание является ключом к освобождению. Его ведут куда-то, задают вопросы, на которые он должен отвечать, берут с него клятвы. Такой мотив довольно часто встречается в различных посвящениях разных традиций, да взять хотя бы описание Л.Н. Толстым масонского посвящения в эпопее «Война и мир».

Важным здесь является, на мой взгляд, то, что таким образом посвящаемый оказывается в каком-то смысле в положении новорожденного - он совершенно беспомощен и он... должен полностью довериться, положиться на незнакомых ему людей, так же, как и младенец, который приходит в мир. Таким образом, и формируется своеобразная «пуповина», связь, привязанность. Путы Повешенного (или пелёна ребёнка) и начинают формировать ту связь, что должна установиться у Посвящаемого с эгрегором. 

К чему же привязан наш Повешенный? А привязан он за ногу... к чему-то сверху. На Аркане таро Тота это анх и змея, на арканах других колод это ветви, виселицы, и много что ещё. Важно здесь то, что привязан Повешенный в классических изображениях всегда к «небу», к тому, что над ним. И это, возможно, самое важное, что мы должны почерпнуть из этого Аркана - изменение точки опоры с опоры на землю на опору на небо.

Мотив переворота с ног на голову мы видим и в описании инициации в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Д.И. Мережковский анализирует этот мотив в работе, посвященной испанскому мистику Иоанну Креста: «Так вспоминает Данте о том, как вышел он с Виргилием из ада в противоположную гемисферу земли, потому что, сползая, как блохи, по густой шерсти чудовищно огромного тела Сатаны, стоящего в центре земли вниз головой, в том положении, в каком был он низвергнут с неба в ад, сами они, Данте и Виргилий, того не сознавая и не чувствуя, «перевернулись вниз головой», по слову Господню: «Если не обратитесь - не перевернетесь, me straphete... то не можете войти в Царство Небесное» (Данте, 137)». Для Вергилия и Данте верх и низ меняются местами и выход из ада оказывается внизу. Это также важный момент в смысловых значениях этого образа, однако, о нем чуть позже.

Освальд Вирт называет Посвящение по Повешенному внутренним, мистическим, женским в противовес активному мужскому магическому посвящению предыдущего Аркана. Вирт в книге «Таро Магов» пишет: «Повешенный уже не принадлежит темной жизни, ибо реальность материального мира от него ускользает. Он живет в своей идеальной мечте, витает в облаках, поддерживаемый загадочной виселицей, которая образована двумя стволами без ветвей, соединенными перекладиной из мертвого дерева. Зеленый цвет этой перекладины говорит о том, что она состоит из сгустившегося света — иначе говоря, из установившихся или организованных в систему мыслей. Это учение, которого Повешенный придерживается так строго, что подчинил ему всего себя». 

В изображениях этого Аркана в ранних колодах (впрочем, эта традиция сохранилась и сейчас), из карманов Повешенного сыпется золото. Иногда это просто вываливающиеся монеты, иногда - мешки, которые Повешенный пытается удержать, и они тянут его к земле. Но однозначно, если наша точка опоры меняется столь кардинально, то без жертв нас не обойтись, всю шелуху с нас обтрясет, и здесь очень важно расставить приоритеты, а что же является для нас шелухой. Что для нас - то самое золото, возможно ценное и выстраданное, но которым, тем не менее, можно пожертвовать, а что является частью нашего собственного «тела», нашей «жизнью», которой мы жертвовать не хотим.

Нина Рудникова в книге «Сакральный мистицизм Египта» рассматривает Повешенного именно с этих позиций: «Картинка Аркана изображает подвешенного за правую ногу  головою вниз человека... С волос человека и из его карманов на землю сыплется золото...» «... для вдумчивых сознаний ясно, что жертвы, как мы её понимаем — с элементами страдания, лишения, — на самом деле нет, ибо всякая жертва стократно оплачивается приобретаемыми большими ценностями: 

• отделение от материального мира избавляет от связанных с ним страданий и даст легкость жить птицей небесной и уверенность невиновности; 

• жертва психическая обогащает новыми талантами, освобождает от тяжелых привычек и привязанностей и даст возможность возникновения бесчисленных симпатий, обеспечивая теплоту жизни; 

• жертва ментальная расширяет и обогащает все формы сознания. введя в его круг все новые и новые интересы

• жертва духовная даст нам Познание единственного сокровища мира - Бога». 

Причём, колоды таро, которые мы можем отнести к христианской парадигме, однозначно говорят о необходимости пожертвовать материальным, а также страстями души и всем тем, что считается «идущим от дьявола». Здесь они следуют за учением святых отцов, так Иоанн Креста в «Дороге на гору Кармель» пишет: «По трём причинам называется НОЧЬЮ та дорога, которою проходит душа до единенья с Богом. / Во-первых, в аспекте исходного пункта; должна бо идти, будучи избавленной от вожделений и пристрастий, отрекшись ото всех вещей мирских, которых вожделела. Такое отречение и избавление от тех вещей есть как бы ночь для всех чувств человека».

Но в Таро Тота этого мотива нет, здесь каждый сам решает, чем и ради чего жертвовать. При этом очень важно правильное понимание этой жертвы. Так А. Кроули в
Книге Тота пишет «Сама идея жертвы есть непонимание природы…/ Но вода – элемент Иллюзии; можно считать этот символ злым наследием старого Эона. Если прибегнуть к анатомической аналогии, то это духовный аппендицит… Главнейшей целью мудрого должно быть избавление человечества от этой наглости самопожертвования… Искупление – плохое слово, оно предполагает долг». В парадигме нового Эона жертва, которую мы приносим, иллюзорна, и приносится эта жертва самим себе, и никому другому, именно поэтому, мы сами вольны выбирать, что же именно должно быть «принесено в жертву». По сути, жертва, которую мы приносим здесь, это то, что может быть растворено даже не универсальным растворителем (V.I.T.R.I.O.L) четырнадцатого аркана, а простой водой – ненужные оболочки, которые мы привыкли считать самими собой. Передышка, которую мы получаем, зависнув в Повешенном, как раз и позволяет нам отделить зерна от плевел.

Но такое обретение новой «небесной» опоры неминуемо переворачивает мир Посвященного с ног на голову. Каким-то не очень понятным самому человеку образом, размывается все, что он считал незыблемым, правильным, своим. Повешенный - это не Башня, жизнь человека не рушится, он просто оказывается подвешен в вакууме, потеряв старые ориентиры и не обретя ещё новые, не разобравшись, как можно ходить по потолку вместо земли.  «Бог хранит для нас великие искушения, в которых Бог нам кажется диаволом, а диавол - Богом» - ужасается Лютер. Но именно в принятии этого состояния и в том, чтобы научиться видеть плюсы своего положения, а не только то, как оно связывает, находится путь к выходу из состояния «Повешенного», к тому, чтобы «пройти его насквозь», получив весь тот опыт, который несет душе Темная ночь. Данте никогда не выбрался бы из ада, если бы карабкался наверх (где по общепринятым представлениям должен находиться рай), вместо того, чтобы продолжать спускаться вниз. Мережковский пишет:

«…о дальнейшем пути спасения и о выходе человека из Темной Ночи к свету уже сказано ясно и в уцелевшей части книги. Так же, как в первой Ночи Чувства, и здесь, во второй Ночи Духа, то, что казалось человеку гибелью, сказывается спасением. Здесь происходит то, что в математике называется «прерывом», а в религии «обращением». По-гречески «обратиться» - значит перевернуться так, чтобы то, что было для вас внизу, было наверху. «Должно возвышаться так, что выше нельзя, и унижаться так, что ниже нельзя», - учит Иоанн Креста. Это и происходит в том «перевороте», «прерыве», который совершается в Темной Ночи Духа.

«Только так, ничего не чувствуя и не понимая, находясь в пустоте и во мраке, душа может понять все, таинственно исполняя в себе слова ап. Павла: „Мы ничего не имеем и всем обладаем". Именно такая нищета духа такого „блаженства достойна", по слову Господа, „Блаженны нищие духом" (Ноогп., 79).

Чтобы всем обладать,

Не имей ничего».

Но подчас самым сложным оказывается вовсе не жертва, и не потеря опоры, и уж конечно не состояние беспомощности во время самого ритуала.  Само страшное - остановка в пути между тем и этим:

«Сегодня ночью я смотрю в окно 

и думаю о том, куда зашли мы? 

И от чего мы больше далеки: 

от православья или эллинизма?

К чему близки мы? Что там, впереди? 

Не ждёт ли нас теперь другая эра? 

И если так, то в чём наш общий долг?

И что должны мы принести ей в жертву?..»

Иосиф Александрович Бродский 

из стихотворения «Остановка в пустыне».

Сколько бы нам ни было лет, нам всем свойственна бессознательная детская вера в то, что после определенных действий все вдруг изменится раз и навсегда. Но Посвящение меняет человека медленно и незаметно для него самого. И в этом пути неизбежны остановки. Такая остановка предусмотрена некоторыми посвятительными ритуалами, например, в ритуале посвящения в масоны посвящаемый пишет завещание, находясь в одиночестве и имея возможность остановиться и подумать… Эта остановка призвана дать посвящаемому отдохнуть, подкрепить силы, но в то же время предполагает глубокую внутреннюю работу, глубинные изменения. 

Но, к сожалению, мы нечасто используем остановки на своём инициатическом пути с пользой. Иногда  мы просто отдыхаем, но чаще остановка нас тяготит. Самое страшное для Посвящённого то, что после Посвящения не происходит... ничего. Он продолжает жить той же жизнью, он продолжает делать те же ритуалы, ничего не происходит, ничего не меняется. Хотя, на самом-то деле именно в это время и происходит самое главное - меняется сам человек. Но изменения, что происходят с нами самими нам всегда очень сложно заметить. А весь мир как будто специально ополчается в этот момент на неофита и связывает его ещё сильнее, чтобы не рыпался, не дергался, отвиселся как следует... Сам человек при этом мечется во все стороны, как червяк на крючке, и некоторым даже удаётся сорваться с этого Герметического крючка (плачевна их участь, мы сейчас не о них).

Томас Мур в книге «Темные ночи души» пишет: «Вам необходимо различать сопротивление темной ночи от самой темной ночи. Люди пытаются избежать боли, оставаясь в пустом, защищенном, неразвитом состоянии именно потому, что они не позволяют темной ночи прийти к ним. Настоящая темная ночь не так плоха как сопротивление ей, потому что в темной ночи больше жизни и меньше Эго». Это практически повторяет то, что Г.О.М. (Григорий Мебиус) пишет об Аркане Повешенный в книге «Курс энциклопедии оккультизма»: «Так или иначе, вы убедитесь в том, что комплекс, именуемый нами человеческой личностью, является в плане XII-ого Аркана лишь в роли гостя. Гость должен быть деликатен; гость должен уступать место всякому другому гостю; он не должен критиковать угощение, не должен обижаться на тесноту». 

На важность правильного прохождения этого Аркана и его роль в Посвящении Алистер Кроули указывает и в Liber DCLXXI vel Pyramidos (Книга 671, или Пирамида) Ритуале самопосвящения, основанном на формуле Неофита. Так в части, посвящённой прохождению вторых врат в ритуал включён символизм Повешенного совершенно буквально:

«Ложится в Знаке Повешенного.

Произносит: 

Я золочу Светом свою левую стопу. Я золочу Светом свой фаллос.

Я золочу Светом свое правое колено. Я золочу Светом свою правую стопу. Я золочу Светом свое левое колено. Я золочу Светом свой фаллос.

Я золочу Светом свой локоть.

Я золочу Светом свой пупок.

Я золочу Светом клин своего сердца. Я золочу Светом свое черное горло. Я золочу Светом свой лоб.

Я золочу Светом свой фаллос».

При этом в работе «Джон Сент-Джон» («Экивнокс», I, 1) — дневнике магического затворничества, которое Кроули провел в Париже в 1908 году Кроули описывает символизм Повешенного в ритуале Пирамиды (ещё не переработанном для самопосвящения): «... соискатель, повинуясь очередному приказу Гегемона, оказывается, к своему удивлению, в образе Повешенного из Таро.

Служители венчают светом все оконечности его фигуры, пока он не заблистает весь Пламенем Духа. Так и только так он причащается Таинствам — и все его существо озаряет Вспышка Молнии. Сам Господь нисходит с неба при возвещении, при голосе Архангела и трубе Божией (Парафраз I Фес. 4:16—17.)»

Таким образом, именно принятие того, что происходит с человеком в состоянии Повешенного, оказывается залогом полноценного посвящения. Собственно, именно путы «Повешенного», как это ни парадоксально (впрочем, в сфере души многое разрешается через парадоксы), обеспечивают ему новые степени свободы. В работе Liber III vel Jugorum   «Книга Ярма. Наставления по обретению власти над словом, действием и мыслью» Кроули пишет: «Узри ярмо на шее Волов! Не оно ли послужит для вспашки Поля? Ярмо тяжело, но оно соединяет тех, кто отделен друг от друга». И далее каждое из упражнений, призванных за счет принятия на себя временных ограничений повысить осознанность человека и его способность к управлению собой, завершает словами: «Свяжи себя так — и обретешь свободу навеки».

И здесь мы подходим к еще одному очень неочевидному мотиву аркана Повешенный. Как уже было сказано выше, Кроули упоминает при описании аркана о том, что  в символизме его присутствует зеленый цвет, «но зеленый – это цвет Венеры, цвет надежды, скрытой в любви». В магии и астрологии Венера отвечает не только за любовь в человеческом понимании этого слова, скорее, это любовь как принцип всеобщей связи, символом чего является пояс Венеры-Афродиты - один из ее обязательных атрибутов. В «Книге Мага» Кроули пишет о таком ее понимании: «Ныне Маг стал Любовь, и связует То и Это в своем Заклинании». И в эссе «Любовь» поясняет: «Ее суть такова: соединение двух любых предметов влечет за собой двоякий эффект; во-первых, разрушение обоих, которому сопутствует экстаз избавления от муки разделенности; во-вторых, это сотворение третьего, сопровождаемое экстатичным осознанием собственного существования, что вызывает Радость, пока в ходе развития ему не станет ведомо его несовершенство, и он не полюбит. Такая формула Любви универсальна; все законы Природы — ее слуги».

Итак, путы «Повешенного», это путы Венеры, путы любви, которые связывают человека с его Самостью, Богом, душой. А кто сказал, что любовь приносит только радость? Любое соединение – это отказ от личной свободы в пользу свободы общей. Та сеть, которую мы видим за спиной у Повешенного, это и есть нити, связывающие его с миром, с Богом, с эгрегором.. Здесь Венера предстает перед нами в облике, требующей жертв, поэтому и номер Книги Ярма – III, соответствует аркану Императрица и Венере. Здесь Венера – это Бабалон, требующая излить в ее Грааль всю кровь, не утаив ни капли. Но разве это жертва для того, кто сознательно встал на этот путь? Путы Повешенного – путы любви. Но для такого понимания пут «Повешенного» необходим тот самый переворот в сознании, о котором мы говорили выше.

Когда я работала над докладом, я обратила внимание на еще один любопытный момент. А ведь не только Повешенный находит опору в змее, зависнув в воздухе, и не только на этом аркане видим мы ту самую сеть. На змея опирается также и танцующая девушка-душа аркана Вселенная. Да и цветовые мотивы арканов перекликаются, если мы рассмотрим их рядом. Поскольку по Древу мы движемся одновременно в обоих направлениях – и восходя к Богу, и в то же время воплощая свою Волю, свой философский камень, то и рассмотреть эти два аркана мы можем в двух смысловых контекстах.

Если мы рассматриваем посвящение как путь к Богу (от Вселенной к Дураку), то мы видим на аркане Вселенная охваченного энтузиазмом, танцующего и возносящегося над миром Неофита, который преодолел «земное притяжение» с помощью змея мудрости, а на аркане Повешенный тот же новопосвященный обнаруживает, что «Творить свою Волю» вовсе не означает делать что хочешь, скорее это намного более жесткое ограничение, чем все ограничения профанного мира, из которого он вырвался с такой радостью. Змей-спаситель оборачивается змеем-мучителем, из цепких колец которого невозможно вырваться, да и некуда – внизу тоже яма со змеями.  Но именно здесь и начинается настоящая работа – Великая Работа.

Если же мы рассматриваем таро как путь инициации, путь воплощения (от Дурака ко Вселенной), то мы видим, как Повешенный и совершает тот переворот, о котором мы с вами несколько раз упоминали вслед за Данте, Крестой и Мережковским – он понимает, что на змея можно опереться и танцевать. И тогда сеть, которая, казалось,  крепко держала, становится страховкой для воздушного гимнаста в цирке, тем, что где-то далеко внизу. А растворяющая, препятствующая индивидуации водная материнская стихия оборачивается всепорождающей матерью-Биной-Сатурном, которого оскопление (а Повешенный на аркане Таро Тота оскоплен) делает не неполноценным мужчиной, а андрогином, способным порождать мир и богов.

Имеет ли значение, что на одном аркане мы видим мужчину, а на другом – деву? Возможно. Мужской активный принцип при столкновении с Темной ночью души оказывается беспомощен и повержен, скован и лишен своей мужской сути. Женский же пассивный, воспринимающий принцип может принять в себя эту Темную ночь души, слиться с ней, пройти и увидеть свет. Не зря повествование в  стихотворении Иоанна Креста «Темная ночь души», собственно и давшем название этому состоянию, ведется от женского лица, от лица Души:

В ночи неизреченной,

сжигаема любовью и тоскою —

о жребий мой блаженный! —

я вышла стороною,

когда мой дом исполнился покоя…

Иоанн на протяжении всего стиха неоднократно повторяет, что жребий этот для Души – блаженство, ведь только через ночь она может приблизиться к своему Возлюбленному – Богу:

О ночь, нежней рассвета!

О ночь, что провожатой мне служила!

О ночь благая эта,

что с Милым обручила

и в Жениха Невесту облачила!

Мережковский описывает завершение этапа прохождение Темной Ночи души Данте и Крестой:

«Радуется Данте тому, что первый из людей верхней гемисферы видит на неизвестном небе нижней сверкающее в красоте несказанной четверозвездие Южного Креста. Радуется, может быть, также и Иоанн Креста, когда, выйдя из ада Темной Ночи в Светлый День, видит тоже на неизвестном небе противоположной гемисферы никем из живых еще не виданный Крест: там, в верхней гемисфере, Крест был символом муки и смерти; а здесь, в гемисфере нижней, он - символ вечной жизни и радости».

Думаю, что на этой возвышенной ноте стоит завершить эту работу. В завершение хочу пожелать всем нам использовать с толком остановки на своём пути и воспринимать их как шансы, которые даёт нам судьба - шансы трансформироваться изнутри, сосредоточиться на внутренней работе, на необходимых практиках, на самих себе. Шансы отделить зерна от плевел и понять, что стоит сохранить, а что является для нас обузой в пути. И шансы обрести внутреннюю опору, которая делает неважным, где верх, а где низ, висим мы вниз головой или же стоим ногами на земле…

Все бытие – лишь твой каприз,

Танцуешь ты в объятьях Змея.

Уже неважен верх и низ.

Все бытие – лишь твой каприз.

Мы созерцаем, чуть немея,

Твой соблазнительный стриптиз.

Все бытие  – лишь твой каприз,

Танцуешь ты в объятьях Змея.

Сергей Яшин (Брат Единорог)

Триолеты Таро



Ссылки