Минотавр, как страж пути из Греции в Гелиополь

Зодческая работа степени Минервал

Сестра Ахава/Sr. Ahvah

 

Тема моей зодческой работы может показаться довольно субъективной. Во многом это своего рода личный миф, который возник в моей жизни практически сразу после Посвящения, и впоследствии регулярно напоминал о себе, однако, на мой взгляд, он прекрасно иллюстрирует те сложности, с которыми приходится сталкиваться Минервалю во время своих блужданий в «материнской утробе», ведь степень Минерваль соответствует зачатию, мы имеем дело с тем, что сокрыто от света и людских глаз, и образ подземного лабиринта здесь очень уместен.

Кандидат, которому скоро предстоит влиться в братско-сестринскую цепь Ордена, ищет древней мудрости. Для Алистера Кроули олицетворением таковой была земля Египта с ее древними звероголовыми богами, что отразилось в пантеоне Телемы, в основу которого легли образы египетских богов, и одна из главных реликвий Телемы - Стелла Откровения – также отсылает нас именно к египетской культуре.

На пути из цивилизованной Греции с ее культом разума, откуда и пошла по сути вся современная культура – культура рационального разума, отрезающая с помощью страшного оружия – бритвы Окама – все, что не нужно для объяснения реальности, например, богов, в землю Египта, которая хранит мудрость древних, лежит остров Крит. Именно через него шел морской путь из греческого города Коринф в египетский Гелиополь или Иуну.

Коринф, Гелиополь и Крит

Согласно мифам город Коринф был основан героем Коринфом, потомком солнечного бога Гелиоса. И имя же этого солнечного бога дало название (греческое) морскому порту в Египте, который встречал путников и торговцев из Греции.

Гелио́поль (египетский город Иуну) — один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте. Здесь находился главный центр поклонения верховному богу солнца (Атуму, затем Атуму-Ра). В Гелиополе также был распространён культ быка Мневиса (егип. «Великий чёрный»). Он почитался в Гелиополе как живое воплощение верховного солнечного божества Ра.

Кстати, Гелиос «отметился» и на Крите, ведь супруга царя Миноса Пасифая была дочерью именно этого солнечного бога. Крит был центром минойской цивилизации, считающейся древнейшей в Европе. Минойцы вели активную морскую торговлю, занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом.

У минойцев был распространён культ быка. Он был символом мощи, силы, в том числе мужской потенции. И сейчас говоря о Крите мы в первую очередь вспоминаем о Минотавре – получеловеке, полубыке, сыне царицы Пасифаи – супруги царя Миноса.

Проф. В. Г. Борухович отмечает, что внешний облик Минотавра «заставляет вспомнить богов Египта, часто изображавшихся в виде людей с головой животного», что очень логично, ведь мы уже выяснили, что Крит лежал как раз на торговом пути из Греции в Египет, а торговцы везли с собой не только свои товары, но и свою культуру, свои мифы, свои верования.

История Минотавра… О чем эта история? О победе разума? О борьбе материковой Греции с островным Критом? Мы же можем увидеть в мифе историю о том, как животные «стыдные», «неправильные» части нашей натуры заточаются в лабиринт, «дабы не прельщал уже народы[1]», то есть дабы не смущать окружающих да и наше собственное эго, которое не в силах справиться с этими первобытными животными силами… силами самой жизни!

Легенда о Минотавре

Легенду о Минотавре помнят все, так что смысла углубляться в подробности не вижу. Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка, родившееся от неестественной любви царицы Пасифаи, жены царя Миноса, к прекрасному быку, которого царь обещал принести Посейдону в жертву и не исполнил обещанного. Посейдон сказал: «Тебе так нравится бык? Ну, так супруге твоей он тоже понравится». В результате родился младенец с головой быка, наделенный бычьей же силой и мощью, известный как Минотавр – «Бык Миноса». Минос скрыл Минотавра в лабиринте, куда на съедение (хотя, вероятно все на убийство, быки не плотоядны) чудовищу бросали преступников, а также присылаемых из Афин девушек и юношей. Тесей, явившись на Крит в числе жертв, убил Минотавра и с помощью царевны Ариадны (единоутробной сестры Минотавра — дочери Миноса и Пасифаи), полюбившей его и давшей ему клубок ниток (нить Ариадны), вышел из лабиринта

Павсаний считает, что настоящее имя Минотавра было Астерий («звёздный»). Интересно, что на вазах тело Минотавра часто изображалось, усеянным звездами либо испещренным глазами. Согласитесь, что критский Минотавр с головой быка, который изображался усыпанным звездами и носил имя Астерий, просто напрашивается, чтобы связать его с Небесной Коровой Нут Древних Египтян – богиней звездного неба. Как тут не вспомнить гелеопольского быка Мневиса (черного, между просим, как небо ночи).

Образ Минотавра как божества

Как правило, образ Минотавра толкуется как победа звериной сути над человеческой (звериная голова на человеческом теле) или, говоря языком Каббалы – Нефеш[2] над Руахом[3]. Для греческой цивилизации того периода (материковой ее части, к которой принадлежали Афины, вступившие в противостояние с Критом), ставившей разум человека на первое место, такая трактовка образа была естественной и единственно возможной. Однако же, если мы обратимся к другим мифологиям, то увидим, например, в Древнем Египте огромное количество богов со звериными и птичьими головами, которым превалирование животной сути над человеческой ни в коей мере не мешало. А индуистского Ганешу голова слона так и вовсе сделала богом мудрости и благополучия. Так не родился ли Минотавр на стыке двух культур – Египетской и Крито-минойской?

Между прочим, сам Минос почитался сыном Зевса и Европы, которую Громовержец похитил, обратившись именно в быка. Таким образом, для самих критян существо с головой быка могло скорее стать полубогом, особенно учитывая его происхождение - Пасифая все же была дочерью Гелиоса, да и бык, с которым она предалась блуду, был не простым, а посланным самим Посейдоном, что для сознания того периода было равнозначно, как если бы отцом Минотавра был сам бог морей.

Итак, у царицы Крита рождается ребенок – дитя любви, причем любви, внушенной богами (Алистер Кроули на этом месте сказал бы, что любовь эта не была подчинена Воле, отсюда все дальнейшие проблемы). Если мы рассмотрим эти фигуры с каббалистической точки зрения, то увидим, что Нешама[4] (божественная душа – дочь Солнца) соединяется с Нефеш (животной душой, не просто животным, но порождением Посейдона-самого хтоничного из олимпийцев). И вот что интересно, Минос остракизму супругу не подвергает, а строит для странного ребенка особое святилище – Лабиринт, куда регулярно отправляет жертвы, то есть, здесь мы явно видим, что Минотавр почитается как бог. А иначе, с какой бы радости царю Крита столь бережно откармливать постоянное напоминание о неверности (да еще и столь противоестественной неверности) супруги? А царь Минос, между прочим, прославился своей справедливостью и благодаря ей стал одним из трех судий Подземного царства – этой легенды придерживались все римские поэты.

Минотавр – это сердце Крита, своего рода философский камень алхимиков – божественный андрогин, но соединивший не мужское и женское, а божественное и животное. И царь Минос, как и подобает Руаху – разумной душе – пестует это создание – Божественное Дитя, Божественного Дурака Арканов Таро (Аркан 0 Дурак в английской системе таро соответствует букве иврита Алеф, чье значение «бык»[5]). Можно сравнить Минотавра с Бафометом, который также символизирует в том числе соединение божественного и животного.

Кроме того, обращает на себя внимание сходство образа Минотавра, усеянного глазами, с описанием Видения Иезекиля (Божественная Колесница): «Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх... на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их….ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз» или больше даже на Откровение святого Иоанна «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». Таким образом, у Минотавра есть нечто родственное с керубим, тетраморфами, хайот ха-кадош – святыми животными в иудейской и христианской традициях, а точнее с керубом Земли - Тельцом. Степень же Минерваль символически соответствует именно стихии Земли.

И это сердце древней цивилизации Крита вырывает Тесей – герой нового времени, времени владычества разума, Тесей, который достигнув возраста совершеннолетия посетил храм Аполлона и посвятил себя ему – воплощение рационального аполлонического начала. Если критская культура стремится соединить низменное и возвышенное, дать свое место всем частям души, то афинская отдает однозначный приоритет человеческому разуму. Минос подчиняет Минотавра, но в то же время и почитает. Он знает, что божественного в нем не меньше, чем животного. Тесей убивает.

И помогает ему в этом царевна Ариадна. Интересно, что Тень[6] героя (Минотавр) и его Анима[7] (Ариадна), либо, уходя опять в каббалистический символизм – Нефеш и Нешама – единоутробные брат и сестра. Впрочем, как истинный герой своего эпоса – эпоса победившего разума – Тесей расстается и с этой (высшей) частью своей души: совершив подвиг, герой бежит с Ариадной на остров Наксос. Застигнутый там бурей он, не желая везти Ариадну в Афины, покидает ее спящую. Однако Ариадну спасает от самоубийства влюблённый в неё Дионис, который женится на ней. Таким образом, отвергнув животную часть, герой точно так же отвергает и божественную душу, ту, что только и смогла вывести его из тьмы лабиринта. Ариадна здесь выступает своего рода внешним Ангелом-Хранителем героя, его посвятителем – тем, кто помогает ему спуститься во тьму и одержать победу. Но убив Минотавра, Тесей не может больше оставаться един со своей Божественной Душой[8]. Символично, что спасает Ариадну именно Дионис – бог животного экстаза, бог, противоположный аполлоническому сознанию героя.

Дионис

Рассмотрим поподробнее этот образ. Диониса, особенно Диониса Загрея часто изображали как быка или человека с рогами. Так, на одной из дошедших до нас античных статуэток он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Именно бык[9] был главным символом Диониса, как, бога производящей силы. Вакханки пели:

О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый бык!

До открытия Микенской культуры считалось, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны[10]. Проще говоря, корни легенд о Дионисе и о Минотавре лежат в одном древнейшем пласте культуры.

По легенде Гера вселила в Диониса безумие, и он скитался по землям Египта и Сирии[11]. Кстати, леопард, как атрибут Диониса, а также леопардовая шкура, которую он использует как накидку, очевидно, также уходят своими корнями в Египет. Как мы знаем, это была часть египетского жреческого облачения.

Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. И здесь Дионис особенно близок к звероголовому Минотавру. Кстати, Дионис связан с Великим морем не меньше, чем Минотавр, который, можно сказать, из моря появился. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. И морское рождение роднит обоих с богиней любви Афродитой, которая также вышла из вод морских там же неподалеку. Вспомним, что планета Венера имеет обитель в знаке Тельца.

Возможно, именно из-за символической связи полубога с быком и появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. Таким образом, Дионис изображается так же, как и Минотавр с головой быка, что по большинству трактовок означает победу звериных инстинктов над человеческим началом, но в то же время он подчиняет животное начало и запрягает его в плуг – заставляет обрабатывать землю и приносить пользу.

Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Но это напоминание греков о мере и соблюдении границ являлось признаком некого страха перед самими собой, перед демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ Диониса. Перед тем самым Минтавром в лабиринте. «Религия Диониса прежде казалась настолько необъяснимой и чуждой „гомеровской“ традиции, что эту главу в духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять её значение. Если вера в Олимп шла по пути очеловечения богов, то здесь, напротив, основной чертой было „расчеловечение“ самих людей», — говорит Александр Мень, а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу». В самом центре великой критской цивилизации таился лабиринт с Минотавром.

«Утверждать Дионисийское начало — значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти[12], от боли до экстаза, включая травматический опыт» - пишет Томас Мур в «Puer Papers». «Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху — бог, снизу — козёл» (К. Г. Юнг. «Психологические типы»). Как ни парадоксально, но особенно почитание Диониса возросло в эпоху эллинизма. Однако стоит отметить, что именно здесь Дионис обрел более понятную форму, описанную Юнгом, где все же главенствующей, разумной, главной (головной) частью был человек или бог, а животное начало было отнесено к нижней, подчиненной части. Голова Диониса стала окончательно человеческой. Не зря ведь в Каббале голова – Реш – соотносится с Солнцем.

А что же Ариадна? Свадьба с Дионисом справлялась на горе Иде (либо на Дии), где Оры и Афродита подарили ей венец из золота и индийских камней. Став женой Диониса, Ариадна получила в дар от Зевса бессмертие (Гесиод. Теогония).

Красота и бессмертие, —
Вот в двудонном ковше
Жениха-виночерпия
Дар невесте: душе.
(Марина Цветаева, поэма Ариадна)

Интересно, что по другой из версий именно после её смерти Дионис также стал бессмертным богом и поместил её венец, среди созвездий, до этого он был смертен, как и иные полубоги, то есть именно соединение с Ариадной, Алхимический брак позволил ему стать богом – в полной мере осуществить свою природу.

В микенских текстах упомянута богиня da-pu-ri-to-jo po-ti-ni-ja (Laburinthoio Potnia, «владычица Лабиринта»), а археологические данные свидетельствуют о том, что в минойской религии (и в других сферах жизни) главенствующие роли, возможно, играли женщины, в частности почиталась Богиня со змеями. И в некоторых исследованиях именно Ариадна, как сестра Минотавра и царская дочь отождествлялась с владычицей Лабиринта – Богиней со змеями - Верховной Жрицей[13].

Представим на минуточку…

Итак, Дионис-Минотавр скитается по построенному Миносом лабиринту в своем безумии. Само собой, Минос – создатель законов, родитель сильнейшего морского государства не может позволить силам Хаоса, диониссийским силам свободно разгуливать в его государстве. Но он отлично понимает, что животная душа – Нефеш – это та жизненная основа, на которою опирается строение разума – Руаха. Ее нельзя уничтожить, это все равно, что кастрировать самого себя, не зря на многих древних изображениях Минотавр изображался со шкурой, покрытой глазами. Глаз – фаллический символ, букве Айн иврита (ее значение Глаз) в герметической каббале соответствует аркан Дьявол. И Нефеш – Минотавр заключен в лабиринте – построенной Сатурном-Миносом ментальной структуре, из которого у него нет выхода. Хозяйкой и Верховной Жрицей лабиринта становится Ариадна – единоутробная сестра Минотавра – Нешама, Высшая Божественная душа. Но, будучи Хозяйкой лабиринта, Ариадна привязана к нему ничуть не меньше, чем Минотавр. Нешама и Нефеш едины, не зря в Тетрагарамматоне – четырехбуквенном собственном имени Бога – они обозначены одной и той же буквой Хе. Так едины и Минотавр с Ариадной, едины, но разделены лабиринтом – логической структурой разума - Вав Тетраграмматона (сама по себе буква Вав используется в иврите как союз «и», который с одной стороны соединяет, но с другой - встает между двух частей).

Но Минотавр-Дионис все же полубог… Как Минотавру раскрыть свою божественность и вырваться из лабиринта? И ответ приходит: Тесей. По странному капризу судьбы, Тесей также сын Посейдона (согласно Диодору Сицилийскому), а впрочем, по капризу ли судьбы или же брат должен помочь брату? Итак, Ариадна приходит на помощь Тесею, и Минотавр убит - принесен в жертву… Кто знает, не прошептали ли бычьи губы: «Свободен!» - в тот момент, когда клинок Тесея пронзил грудь узника…

«Каждые девять лет в доме появляются девять человек, чтобы я избавил их от зла. Я слышу их шаги или голоса в глубине каменных галерей и с радостью бегу навстречу. Вся процедура занимает лишь несколько минут. Они падают один за другим, и я даже не успеваю запачкаться кровью. Где они падают, там и остаются, и их тела помогают мне отличить эту галерею от других. Мне неизвестно, кто они, но один из них в свой смертный час предсказал мне, что когда-нибудь придет и мой освободитель.

С тех пор меня не тяготит одиночество, я знаю, что мой избавитель существует и в конце концов он ступит на пыльный пол. Если бы моего слуха достигали все звуки на свете, я различил бы его шаги. Хорошо бы он отвел меня куда-нибудь, где меньше галерей и меньше дверей. Каков будет мой избавитель? – спрашиваю я себя. Будет ли он быком или человеком? А может, быком с головой человека? Или таким, как я?

Утреннее солнце играло на бронзовом мече. На нем уже не осталось крови.
– Поверишь ли, Ариадна? – сказал Тесей. – Минотавр почти не сопротивлялся».
(Х. Л. Борхес «Дом Астерия»)

Помогал ли Тесей Ариадне и Минотавру сознательно, или же они использовали его «втемную»? Как бы там ни было, а Тесей, убив-освободив Минотавра, привозит Ариадну на Наксос – прямиком к святилищу… Диониса. Где и оставляет девушку. Итак, несчастный Минотавр убит, но воскресает в Дионисе – боге производительных сил, веселья, вдохновения и религиозного экстаза. Бык принесен в жертву и воскресает Богом. Дионис-Минотавр сочетается браком с Ариадной – своей сестрой, дополнением, убийцей и спасительницей и они оба обретают через это бессмертие, более того, Ариадна становится увенчана Венцом – Короной Кетер[14] – Высшей сефиры Древа Жизни.

Впрочем, изменив несколько свою точку зрения, мы можем также рассмотреть наших героев и по-иному. Минотавр также останется животной душой – Нефеш. Тесей – разумной душой, Руахом. Но в качестве божественной части души – Нешамы – выступит у нас Дионис, полубог, получивший божественность, герой, вобравший в себя и животное (безумие), и человеческое (он жил как человек), и божественное начало, герой, который воплощает в себе максимальную реализацию смертного существа – обожение и бессмертие. Ариадна же здесь выступает скорее как Шехина – присутствие Бога в мире, его женская ипостась.

Впрочем, от истории и мифологических инсинуаций перейдем к символизму Минотавра…

Символизм Минотавра

Итак, мы уже поняли, что на пути из Греции в Египет нас ждет Лабиринт с Минотавром. Символически мы можем уподобить этот путь спуску в преисподнюю (лабиринт – это подземелье) или же аркану Таро Башня (разрушение во имя рождения: те, кто был брошен в лабиринт, были обречены на смерть, на разрушение), который как раз и преграждает путь к Солнцу-Тиферет на каббалистическом Древе Жизни. Тогда Минотавр становится стражем порога – это чудовище с головой быка, то есть победа животных инстинктов над человеческим разумом. Однако если вглядеться в этого мрачного персонажа повнимательнее, мы увидим кое-что неожиданное – солнечный свет, который исходит из-под звериной ипостаси.

Если разобрать символизм Минотавра, то нет сомнений, что это именно солнечный образ. Мать Минотавра Пасифая – дочь Гелиоса, соответственно сам Минотавр – внук солнечного бога. А.Ф. Лосев в «Мифологии греков и римлян» пишет:

«На первом плане здесь, конечно, солярные толкования, поскольку связи Минотавра с небом довольно прочно фиксируются в источниках [….] Однако Минотавр не только символ ночного звездного неба, но и Солнца, поскольку греческие слова astron и aster применяются также и к Солнцу… Если имеются изображения Лабиринта и с Минотавром посредине, и с Солнцем посредине, то, очевидно, зооморфические и космические представления объединялись».

Однако, это Солнце, погрязшее в материи. Точнее, луч от Солнца или божественная искра. Именно здесь мы сталкивается с тем, что в каббале описывается как: корень Нефеш (животной души) лежит в Хокме (Божественной Мудрости, первой сефире Древа Жизни, отпавшей от Кетер и обретшей индивидуальность).

Сам образ Минотавра при кажущемся примитивизме настолько сложен и многогранен, что, по сути, может служить выражением всей сферы бессознательного. Более того, он возвращает нас к первобытной нерасчлененности (единству мировосприятия), то есть в какой-то степени поднимает даже над Хокмой. Однако же, здесь необходимо понимать, что такое возвышение над Хокмой возможно только в образе Дурака (аркан, соединяющий Кетер и Хокму). Не зря этот аркан соответствует букве Алеф, чье значение в иврите Бык, а сам Дурак в Таро Тота изображен с рожками на голове.

По словам того же Лосева, «астрономизм Минотавра надо соединить с его зооморфизмом, поскольку образ этот, несомненно, возник еще в ту эпоху, когда человек плохо отличал себя от животного мира, в то же время плохо отличая себя и от природы вообще вместе с небом и его явлениями. Животное, небо и человек — здесь одно и то же […] Минотавр — это и человек, и бык одновременно, но это также и внук Солнца […] наиболее известный родитель Минотавра — это бык, вышедший из моря и посланный Посейдоном. […] Следовательно, Минотавр связан также и с морем, т. е. обладает также и морской природой. Наконец, особенностью всего мифа о Минотавре является то, что он подземный житель […] В образе Минотавра скрестились и отождествились небо, море, наземный и подземный мир».

Как тут не вспомнить рассуждения А. Кроули из Книги Тота о сути спасителя «Спаситель должен быть особенно священной персоной; он вряд ли вообще может быть человеческим существом. В самом крайнем случае его мать должна быть девственницей, а для такого чуда отец не может быть обычным человеком; следовательно, отец должен быть богом […] Разновидностей этого предания бесконечное множество, но все они сходятся в одном: спаситель может появиться на свет только в результате очень экстраординарного события, а не нормальным способом. Малейшая примесь в этом деле чего-нибудь разумного испортит весь эффект». Так чем же отличается наш Минотавр – порождение дочери Гелиоса и волшебного «быка из моря» от такого Спасителя?

Минотавр в рассказе Борхеса «Дом Астерия» говорит: «Дело в том, что я неповторим»… И практически эти же слова произносит Хадит из Книги Закона «Я неповторим и я победитель». Минотавр – это и есть Хадит, искра, отделившаяся от Единого, корень индивидуальности, Дух. Вот только Дух этот содержится под землей, а значит, он слеп, то есть бесплоден[15], он погряз в материи (точнее, в материи, конечно, погряз неофит, который не может видеть иных ипостасей этого Духа, и, освобождая от гнета материи божественный Дух, он освобождает себя). Нужно помнить, что на нижних планах (ниже Города Солнца – Тифарет) Божественный Дурак становится дураком совсем не божественным, а опасным безумцем – Минотавром с бычьей головой, Стражем порога.

И эта ипостась нашего САХ ужасна не только для нас: «однажды, когда смеркалось, я вышел на улицу; и если вернулся еще до наступления ночи, то потому, что меня испугали лица простонародья – бесцветные и плоские, как ладонь. Солнце уже зашло, но безутешный плач ребенка и молящие вопли толпы означали, что я был узнан. Люди молились, убегали, падали на колени, некоторые карабкались к подножию храма Двойной секиры, другие хватали камни. Кто-то, кажется, кинулся в море» (Борхес «Дом Астерия»). Как образ Бога или же его отражение в САХ непригляден и ужасающ для толпы, так и толпа противна и ужасающа для него. Во многом именно с этим связано то, что Посвящение, по словам Кроули, взбалтывает грязь. Бастионы разума падают под натиском разбуженной божественной энергии, человек начинает вести себя слишком непосредственно – слишком по-минотаврьи: он бежит общества людей, он действует не подумав – по-звериному, по-божественному (Бог есть огонь – действие, а не разум или рефлексия, он сначала действует, а осмысляет его творение уже само это творение).

Аркан Дурак можно описать так: Бог упал в обезьяну и оба в ужасе от этого. Разбуженный в нас Минотавр тоже в ужасе от своего положения. И он пытается разломать стены своей темницы, даже если стенами является сознание, личность или жизнь новопосвященного мага. Только став Магом (в смысле первого Аркана Таро[16]), построив Дом для Минотавра – Лабиринт – можно его утихомирить. Аркану Маг соответствует буква иврита Бет, значение которой как раз Дом. И здесь же кроется ответ на то, как с Минотавром взаимодействовать – через Дверь, то есть Далет[17], аркан Императрица, который соединяет на Древе Жизни Мага и Дурака, Бет и Алеф, Лабиринт и Быка. Дело в том, что по легенде в Лабиринте не было дверей «Принял решенье Минос свой стыд удалить из покоев/И поместить в многосложном дому, в безвыходном зданьи» (Овидий). Но мы должны прорубить к нему дверь, если хотим пройти свой Лабиринт и вывести Минотавра на свет. Минотавр не должен быть намертво замурован в Лабиринте, в «безвыходном зданьи», с ним необходимо взаимодействовать, приручать его. Аркан Императрица соответствует Венере, обитель которой в созвездии Тельца, кроме того, по некоторым версиям мифа Ариадна является как раз любимицей Афродиты-Венеры и тот самый клубок, что вывел Тесея из лабиринта, - дар Афродиты. Эту версию мифа, например, отразила Марина Цветаева в Поэме «Ариадна»:

Выше, выше! Пробивши кровлю —
К олимпийцам, в лепную синь!
Мой клубок золотой и ровный,
Дар прекраснейшей из богинь!
В нем великие силы скрыты,
Нить устойчива и светла.
Мне владычица Афродита,
Подавая его, рекла…

(Марина Цветаева, поэма Ариадна)

Результатом такого взаимодействия, интеграцией, трансцендентной функцией в юнгианской терминологии должен стать путь Гимель[18] – верблюд, соответствующий Аркану Жрица. Верблюд – это нечистое животное в иудейской традиции, которое стоит на службе человека. И именно этот верблюд и переносит Мага через Бездну, поскольку человек (человеческое сознание, разум) не может преодолеть ее, ее может преодолеть только животное – Зверь. Впрочем, отвлекшись от каббалистического символизма букв, и сосредоточив внимание на самих Арканах, мы можем увидеть в Маге Тесея, с Дураке – Минотавра, ну, а в Жрице, конечно же Ариадну.

Впрочем, сам Минотавр также противоречив. Как существо, которое действует бездумно, мы сравниваем его с Дураком. Однако же, как падшую в материю искру, мы можем сравнить его также и с Отшельником. Впрочем, во многом, Отшельник – это Минотавр и Ариадна вместе, сокрытые в Лабиринте. Именно эта тайна и отображена на Аркане. А сам аркан с одной стороны соответствует Йод Тетраграмматона, то есть как раз той самой Божественной искре, а с другой – зодиакальному знаку Девы. Эта «подземная» сокрытая Дева - Ариадна, «неслучайно само имя «Ариадна» греки интерпретировали как «святая», и святым же представляется нам Отшельник девятого аркана. Ариадна считалась владычицей смерти и воскресения, но вдобавок и владычицей трансформации»[19]. Возможно, Минотавр – это тот самый цербер, которого освещает фонарь Отшельника, а сам Отшельник – никто иной, как повзрослевший и помудревший Тесей, который идет в лабиринт уже не с мечем, но с фонарем[20]. Именно Отшельником с фонарем, а не Тесеем с мечем и должен по итогу стать соискатель, тогда этот аркан реализует в полной мере для него свой творческий и творящий потенциал буквы Йод. Но, кроме того, как Звездный – Астерий – Минотавр также соответствует и аркану Звезда. Но опять же, Звезда эта сокрытая в материи и наша задача – освободить ее.

В грязи — ногами, головой — во мгле...
Смятенный разум не зажжет мечта,
Недужной плоти тлен не одолеть.
О, человек! Терниста и крута
Твоя стезя на горестной земле,
И твердь пуста.

Науки «относительность» твердят,
А боги пляшут под дуду святош;
И ты в плену любви — как зверь, твой брат, —
Вкусив ее мученья, веры ложь
И суету надежды, без отрад
Во тьме бредешь.
[…]
Звезда души едина и вечна,
Но всякий раз, на землю возвратясь,
Как облаком, скрывается она
Умом и плотью, чтоб который раз
С другою маской страсти пить до дна,
Не утолясь.
[…]
О, человек! Иду к тебе Я Сам,
Я — Свет и Лев, Я — Зверь, кому дана
Любовь в согласье с Волею; я дам
Тебе испить экстаз ее сполна:
Не вверх смотри, а внутрь, — узришь: там
Звезда видна!

(Алистер Кроули. «Звезда видна»
Перевод с английского Анны Блейз)

Соединение с Минотавром крайне важно, именно соединение, а не повторение подвига Тесея, убивающего Минотавра. Ведь Минотавр является неотъемлемой частью единого целостного божества[21], которому должна быть возвращена его целостность[22].

Лабиринт

Но вернемся к Лабиринту. Некоторые современные исследователи говорят о Минотавре и Лабиринте как о сценической бутафории[23]. Прохождение через лабиринт можно сопоставить с Египетскими мистериями посвящения[24], а также с мистериями смерти и возрождения, ведь именно с этими мистериями был связан, как уже говорилось, образ Ариадны. Большая часть пирамид была построена в качестве усыпальниц для фараонов Древнего и Среднего царств. Они были естественным образом связаны с Осирисом — богом возрождения, царем загробного мира и судьей душ усопших. Однако Осирис был также и богом плодородия, именно он по преданиям научил людей земледелию, в том числе выращивать виноградную лозу. Осирис неоднократно упоминался античными авторами. Согласно Геродоту, это бог, которого египтяне отождествляли с греческим Дионисом. Диодор отмечает его связь с Приапом. Согласно Тибуллу, Осирис первым сделал плуг и научил людей земледелию. Итак, мы снова вернулись к связи Хозяина Лабиринта с Дионисом и производительными силами. Любопытно, что как Осирис, так и Дионис запрягают быков в плуг, то есть заставляют их повиноваться и работать.

«Мотив запутанности ходов во всем этом образе [Лабиринта] наиболее основной, и он содержится почти в каждом античном тексте о Лабиринте. Мыслится Лабиринт, вообще говоря, под землей и погруженным в абсолютную тьму [...] Дошедшие до нас изображения Лабиринта удивляют своим разнообразием: на кносских и других монетах он имеет форму то квадрата, то круга, то спирали. В памятниках изобразительного искусства он даже имеет форму ломаной орнаментальной линии меандра; а на одной мозаике он изображен со стенами и башнями и с площадкой посередине для поединка здесь Тезея и Минотавра» (Лосев).

Такое разнообразие изображений может говорить, в том числе и о том, что лабиринт был неким символическим мистериально-посвятительным сооружением. Для нас же здесь важно еще и то, что каждый из идущих оказывается в своем собственном лабиринте. Впрочем, лично у меня изображение Лабиринта вызывает еще одну ассоциацию – с человеческим мозгом - именно в этом лабиринте бродим мы все:

Однако же, в сознании человека Лабиринт остался как что-то бесконечно запутанное, хаотическое, стихийное, гибельное, архаичное, хтоническое и ужасающее. Но при этом это же и гениальное архитектурное строение художника Дедала. Это еще и символ победы человеческого гения над стихией. Кроме того, как пишет Лосев «Может быть, только на последних своих ступенях хтоническое мышление является хтоническим в узком смысле слова, т. е. связанным только с землей. В более ранние периоды земля вообще ничем не отличается ни от неба, ни от подземного мира и представляет собой единое и нераздельное с ним общекосмическое тело, так что все земное (в том числе животные и человек) есть в то же самое время и небесное. Поэтому нередко встречалось понимание, например, пещер как символов неба или космоса».

И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали – к солнечному символизму Минотавра. Итак, пещера – отражение неба, космоса. Соискатель движется в сторону Тифарет, но, как и само Солнце, он должен пройти через свой Надир – встретиться с Солнцем в виде Минотавра, спрятанном в Лабиринте, с Черным Солнцем, с животной ипостасью небесного светила. Тифарет традиционно соотносят с Востоком, соответственно идем мы с Запада, где садится Солнце, на Восток, где оно восходит, именно через точку IC - Надир.

…В обители священной ночи
Я скрыл себя под одеянием
С монахами, что жабу мучат
Сошел по лестнице бескрайней
Туда, где высятся Четыре,
К колодцам неизменной тени
Безмолвие… Я одинок!
Один в безвременье смертельном.

(Грейди Луис Макмертри, Надир
перевод с английского Sr. Ahvah)

Надир – время безмолвия и сокровенности[25]. Молчание и сокровенность – неотъемлемые атрибуты Хор-па-Крата[26] – Гора-Дитя. И они же атрибуты зародыша, каковым и является Минерваль до момента своего рождения в Первой степени. Гор – это также солнечное божество.

Хор-па-Крат - это пепробужденная Божественная искра (спящий змей кундалини), которая есть в каждом из нас. Айвасс в Книге Закона представляет себя как "посланца Хор-Па-Крата". Именно эта спящая искра жаждет пробудиться и взывает об этом, но взывает безмолвно (бог молчания же). И здесь мы вновь возвращаемся к символизму Аркана Дурак, как божественного ребенка. Как было уже сказано, добродетелью ночного Солнца является Молчание. И молчание имеет большое значение для того, кто сталкивается с Минотавром, ведь сам Минотавр, обладая звериной головой, безмолвен и глух к словам – доводам разума, договариваться с ним придется на его языке, а значит безмолвно. Алистер Кроули пишет в Небольшом эссе относительно истины:

«Из всех магических и мистических добродетелей, из всех милостей Души, из всех достижений Духа ничто не было столь неверно истолковано, если вообще понято, как Молчание.

Перечислить все распространенные ошибки просто невозможно; позволительно сказать, что даже думать об этом – уже ошибка; ибо природа Молчания – Чистое Бытие, то есть Ничто, и поэтому оно вне всякого интеллекта и интуиции».

И далее там же:

«Четвертая Сила Сфинкс – Молчание; для нас, стремящихся увенчать этой силою нашу Работу, крайне ценно достичь Его невинности во всей полноте […] Снова обрести Невинность значит снова обрести Эдем. Мы должны научиться жить без убийственного осознавания того, что каждый наш выдох надувает паруса наших хрупких суденышек, подгоняя их к Порту Могилы. Мы должны научиться преодолевать Страх Любовью: когда видишь, что каждое Деяние есть Оргазм, чем может быть его результат, как не Рождением?.. Это состояние является, в сущности, необходимым условием правильного подхода к тому, что мы привыкли считать задачей Ищущего: к решению вопроса «Какова моя Истинная Воля?» Пока не станем невинными, мы будем пытаться судить о нашей Воле со стороны, в то время как Истинная Воля должна фонтаном Света прорываться изнутри и свободно вливаться, бурля Любовью, в Океан Жизни».

И эта же внечеловеческая невинность скрыта в образе быкоголового Минотавра. Мы движемся от абсолютно человекообразных греческих богов к древнему месту почитания звероголовых египетских божеств и Бога-Солнца-Быка Мневиса (имя которого, означает «Великий Черный»). И в этом смысле быкоголовый Минотавр, встреченный на нашем пути, является указанием на правильность движения, на то, что мы приблизились к тому богу, которого ищем.

Вместо Заключения

Товарищи, не убивайте своих Минотавров, общество защиты животных и старых богов Вас не простит! Вполне достаточно построить собственный Лабиринт, чтобы Минотавр не бросался на всех подряд, и при этом оказывать ему необходимые почести, проявлять необходимую осторожность, ну, и подкармливать иногда человеческими жертвами – собственные страхи, неуверенность, инфантильность – вполне подходящие кандидаты на растерзание.




1. Апокалипсис Иоанна Богослова.

2. Животная часть человеческой души в каббале.

3. Разумная часть человеческой души в каббале.

4. Божественная часть человеческой души в каббале.

5. Каббалистическая трактовка арканов таро.

6. В контексте аналитической психологии К.Г. Юнга Тень – это отрицаемые самим человеком качества, которые у него присутствуют, но не осознаются, поскольку по тем или иным причинам не соответствуют представлениям самого человека о себе, о том, что правильно и допустимо. Именно Тень считается первым стражем, охраняющим доступ к бессознательному содержимому психики и к тем сокровищам, которые там хранятся. Она блокирует доступ к собственным ресурсам и силам, инстинктам, талантам и к бессознательному содержимому нашей психики в целом.

7. В контексте аналитической психологии К.Г. Юнга Анима – женская фигура в мужской психике. С одной стороны, это образ возлюбленной, но это также и собственные качества мужчины, которые обычно относят к «женским свойствам» - чувствительность, эмоциональность, интуиция. Предполагается, что в мужской психике эти качества, как правило, находятся в бессознательном, сознание же склонно к рациональности. Будучи неосознанными, эти свойства не могут контролироваться, но будучи осознанными (через проекцию на женщину или в результате психологической или психоаналитической работы), они дают огромные преимущества.

8. В каббале Нефеш и Нешама органически связаны между собой и по сути являются матерью (Нешама) и дочерью (Нефеш) – единым целым.

9. Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка.

10. Таким образом, корни греческого культа Диониса уходят в Микенскую цивилизацию, которая была частью Крито-микенской, а точнее Эгейской цивилизации (культуры), как, собственно и Минойская, или Крито-минойская цивилизация.

11. Он путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции.

12. Почти о том же пишет Алистер Кроули, рассуждая в Книге Тота об аркане Дьявол: «Это Древо Жизни, видимое на фоне исключительно тонких, сложных и фантастических форм безумия, божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы […]формула этой карты – совершенное уважение ко всему живому. Ее персонаж радуется неровному и бесплодному не меньше, чем гладкому и плодородному. Все вещи в равной степени восхищают его. Он находит экстаз в каждом явлении, каким бы по природе отвратительным оно ни было. Он превосходит все ограничения; он – Пан».

13. Согласно Нонну Панополитанскому, Зевс посетил Персефону в виде змея, и та родила ему рогатого младенца Загрея, то есть Диониса. Как указывает Лосев А. Ф. («Мифология греков и римлян»), на монетах 4 в. до н. э. из Праса встречается изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону. Таким образом, Богиня со змеями также имеет непосредственное отношение к культу Диониса. Ариадну же мы можем сопоставить здесь с Персефоной, что усиливается необходимостью Владычицы лабиринта пребывать часть времени под землей, в этом самом лабиринте.

14. Кетер означает «венец, корона».

15. Глаз является фаллическим символом, таким образом, слепота соотносится с бесплодием, а ослепление часто в анализе мифов называют «верхней кастрацией», достаточно вспомнить Эдипа. Под землей нет света, а значит Минотавр, который является символом производительной мощи, бесплоден здесь. Его шкура усыпана глазами, но все они бесполезны в темноте. И здесь интересно, что по некоторым более древним версиям мифа о Минотавре Тесей не убивает Минотавра, а связывает, подчиняет себе и выводит его из лабиринта на свет. Таким образом также проигрывается очищение животной души, пробуждение ее скрытых под землей творческих сил, которые не могут реализоваться без вмешательства разума, разумной части души.

16. Именно Маг владеет (а на аркане Таро Тота даже жонглирует) всеми стихийными оружиями. Дурак-Минотавр – отец всех Тузов таро, всех стихий, Маг же – их хозяин, он может управлять ими, то есть управлять своим Минотавром.

17. Значение буквы Далет – «дверь», ей соответствует в английской системе Таро третий Аркан Таро Императрица.

18. Значение буквы Гимель – «верблюд», она соответствует Аркану Жрица.

19. Frater Marsyas: https://vk.com/marsyas93?w=wall526932823_1051%2Fall

20. Как меч, так и фонарь являются символом разума, однако меч – разум аналитический, безжалостный, фонарь же – разум бережный, освещающий тайны, а не препарирующий их.

21. «Если рассматривать Минотавра как Зевса, то это в своем последнем завершении, несомненно, некоторого рода мифологическая дегенерация: когда-то универсальное космическое божество материально-стихийного характера, в конце концов, превратилось в подземного урода-людоеда в связи с тем, что светлая сторона этого божества локализировалась на небе в виде антропоморфного Зевса Олимпийского» Лосев А. Ф. («Мифология греков и римлян»).

22. Любопытно, что на Крите существовал образ Зевса Лабрандского (Лабранда — местность около Милазы в Карии), т. е. Labrynthios, основным символом и атрибутом которого являлся двойной топор (по-гречески labrys).

23. Ритуальной или театральной. см. например, Лосев А. Ф. («Мифология греков и римлян»).

24. Кносский Лабиринт является, по мнению Диодора Сицилийского, подражанием египетскому Лабиринту.

25. см., например, Либер Реш «Привет тебе, кто есть Хепри в сокровенности своей, кто есть Хепри в молчании своем».

26. Бога молчания, тайны, сокровенного.


Ссылки