«Древние маги» и «Черные братья» в магико-философских системах Карлоса Кастанеды и Алистера Кроули
Sr. HakimМагико-философские системы Карлоса Кастанеды и Алистера Кроули имеют столь много точек соприкосновения, что порой кажется, будто оба мага были не чем иным, как правой и левой рукой самого Айвасса. Причем Кроули «отвечал» за логику сефиры Ход (Гермес), работая в сфере церемониальной магии, а Кастанеда – за «видение» Нецах (Афродита), работая преимущественно в «сфере второго внимания».
Следует уточнить, что имена Кроули и Кастанеды я использую здесь скорее как собирательные, первое из которых символизирует систематизированное магическое наследие «магов западного типа», а второе – «восточного». Конечно же, Кроули большое внимание уделяет синтезу западных и восточных традиций, но подает материал он все-таки с опорой на логику, столь излюбленную «западным менталитетом» (это и подход к магии как к науке, и образованные по правилам гематрии магические формулы, и четко структурированные ритуалы, и многое другое). Кастанеда же, как известно, практиковал магию мексиканского племени индейцев Яки, чьи корни уходят в глубокую древность.
Клара Грау, одна из женщин-магов, близких Кастанеде, говорит о магии индейцев Яки следующее: «У индейцев очень богатая мифология. Они верят, что могут входить в мир снов и выходить из него в одно мгновение … их представление о реальности совершенно отлично от нашего… Они называют себя людьми без разума для того, чтобы отличить себя от нас, людей с разумом. … люди в Мексике до вторжения в эту страну испанцев были во многих отношениях очень похожи на древних китайцев. Общность их мировоззрения, вероятно, можно объяснить тем, что эти народы близки по происхождению. Древние мексиканцы, однако, имели небольшое преимущество перед древними китайцами, потому что мир, в котором они жили, был несколько более мимолетным …. Это заставило их внимательно присмотреться ко всем аспектам бытия и попытаться построить самый гармоничный подход к жизни. Они хотели понять вселенную, жизнь, смерть и сферу возможного для человека, рассматривая это все с позиции осознания и восприятия. Это великое стремление к познанию привело их к созданию средств, с помощью которых они могли достигать невообразимых уровней восприятия. … Эта традиция передавалась из поколения в поколение, оставаясь всегда под покровом тайны» (Т.Абеляр, «Магический переход»).
Таким образом, магию в философской системе Кастанеды можно определить как «способ реализации некоторых теоретических и практических предпосылок, касающихся природы восприятия и его роли в формировании окружающей нас вселенной» (К.Кастанеда, «Искусство сновидения»). Магия же по определению Кроули – это «Наука и Искусство вызывать перемены в соответствии с Волей» (А.Кроули, «Магия в теории и на практике»).
Как было сказано выше, в системах Кастанеды и Кроули очень много общих взаимодополняющих моментов, заслуживающих самого подробного анализа и осмысления. Сейчас я хотела бы остановиться на таких понятиях, как «Древние маги» (Кастанеда) и «Черные братья» (Кроули). Это очень важный аспект, поскольку он отражает глубинное понимание магии и жизненного пути Человека. По сути, оба эти представления описывают определенную магическую позицию, которая состоит в стремлении любыми средствами сохранить свою Личность от распада. Причем речь здесь идет не о распаде физического тела (материальной смерти в мире Асия), а о распаде астрального тела как носителя «осознания» в мире творения Йецира. По сути, это и есть вторая смерть, где уничтожению подвергается то самое «Я», которое составляет центр магической вселенной Мага.
Итак, кто же такие Древние маги? К этой категории Дон Хуан (магический наставник Кастанеды) относит людей, живших на территории Мексики за тысячи лет до испанского завоевания: «На основании своих величайших достижений они создали магические структуры, отличавшиеся практичностью и конкретностью применения. … эти люди были блестящими практиками, но вот мудрости им не хватало» (К.Кастанеда, «Искусство сновидения»). Под «практичностью» Дон Хуан подразумевает «навязчивую фиксацию ума на практических методах и приемах, позволяющих влиять на других людей» (К.Кастанеда, «Искусство сновидения»).
Древние маги «достигли великолепных успехов в изучении магии, но при этом они руководствовались низменными эгоистическими побуждениями … Они стали ненасытными, накапливая новые знания, и когда дело дошло до выбора правильного пути, они свернули не в ту сторону» (К.Кастанеда, «Искусство сновидения»). По сути, Древние маги - это и есть те самые Черные братья, об иллюзорности пути которых говорит Кроули: «В подобных случаях человек полностью разрывает все связи с Высшей Триадой и заменяет ее изобретенной им ложной короной, Даат. Для него Знание будет везде, а что есть Знание, если не сама суть Иллюзии?» (А.Кроули, «Магия без слёз»).
Очевидно, что «Древние маги» - это условное понятие даже у самого Кастанеды, поскольку он говорит не только о позиции «людей древности», но и о выборе, который рано или поздно должен сделать любой практикующий магию: пойти по пути Древних магов и «использовать положение точки сборки, порождающее … миры, для корыстных целей», в результате чего «возникнет проблема, связанная с уходом в иные уровни реальности в погоне за могуществом и богатством», или же пойти по пути «современных магов» в поисках «сверхчеловеческого неизвестного», по сути, в поисках «мира-выше-Бездны».
Кроули говорит о необходимости сделать тот же самый выбор: «Вплоть до степени Свободного Адепта они движутся тем же Путем, что и Белое братство, ибо до тех пор, пока не будет достигнута эта степень, цель их остается сокрытой. И только затем горных козлов, этих одиноких покорителей вершин, становится возможно отделить от стадных овец, навеки прикованных к долине. Тот, кто хорошо усвоил уроки Пути, не устрашится того, что его разорвут на части, и с готовностью передаст свою жизнь Ребенку Бездны, который будет им же самим — но и не им. Другие же, возгордившиеся в пурпуре своем, отказываются от этого шага. Они венчают главу свою фальшивым венцом Ужаса Бездны; они возлагают на чело свое Рассеяние Хоронзона; они облекаются в отравленные ризы Формы; они замыкаются в себе; когда же сила, сделавшая их тем, что они есть, истощается, твердыни их рушатся, и они становятся Пожирателями Навоза в День С-Нами-Пребудь, и осколки их, рассыпавшись в Бездне, погибают навеки» (А.Кроули, «Магия в теории и на практике»).
Историю Древнего мага по имени Арендатор («Бросивший вызов Смерти»), рассказанную Доном Хуаном, можно считать иллюстрацией к приведенным выше словам Кроули. Арендатор в совершенстве овладел техниками работы во «втором внимании» и искусством создания формы (имеются в виду астральные работы в мире Йецира), что дало ему возможность сохранить свое «Я» после смерти физического тела. Он мог проявляться как животное, как неорганическая материя, мог менять человеческий пол, мог путешествовать по многим мирам, а также создавать целые вселенные и прятать там свое «осознание», свое «Я», оберегая его от разрушения. Для этого Арендатор периодически вступал в контакт с магами «линии Дона Хуана», чтобы «купить» у них необходимую для поддержания жизни энергию.
Таким образом, обретя неограниченную власть в мире, Арендатор поместил себя в своего рода сферу, отделяющую его от Высшей Триады. Соблазнившись бессмертием, Арендатор стал его заложником, тратящим колоссальные запасы энергии на подавление собственного страха и пустоты внутри себя. Обретя «бессмертие Черного брата», Арендатор потерял Свободу - ту Свободу, коей обладают только Смертные.
Очень показателен тот факт, что Дон Хуан постоянно напоминает о «смертности» мага и о необходимости использовать силу Смерти для Великой Работы: «Когда ты чувствуешь и действуешь подобно бессмертному существу, в распоряжении которого все время на земле, ты не являешься неуязвимым. В это время ты должен повернуться, осмотреться вокруг, и тогда ты поймешь, что твое ощущение, будто у тебя есть время — идиотизм. Нет бессмертных на этой земле!» (К.Кастанеда, «Сказки о силе»).
Таким образом, очевидно, что Древние маги суть Черные братья - маги, победившие физическую смерть, достигшие величайших высот в искусстве практической магии, истинные боги своих укрепленных вселенных, проклятье которых состоит в невозможности пересечь Бездну, отделяющую проявленные миры от непроявленных. Они могут весьма комфортно существовать у самой грани Бездны, если такова их Воля. Но при попытке перейти Бездну они будут уничтожены, «ибо если хотя бы одна капля останется в этой маленькой кучке пыли, она будет полностью испорчена, в ней заведутся скорпионы, гадюки и мерзкие кошки» (А.Кроули, «Видение и голос»). По определению Кроули, «Черные Братья суть те, что замыкаются сами в себе, не желая разрушить себя Любовью» (А.Кроули, «Видение и голос»).
Кроме Черных братьев Кроули говорит также о неких Черных магах: ««черный маг» или колдун вряд ли является даже дальним родственником «Черного брата». Неплохой сравнительной аналогией между ними будут воришка и Гитлер. Колдун может быть (а обычно и бывает) запутавшимся разочарованным человеком, цели которого совершенно естественны. Довольно часто его истинной бедой является невежество; и ко времени, когда он станет довольно умелым черным магом, он поймет, что движется в никуда, и после этого так или иначе окажется на Истинном Пути Мудрецов» (А. Кроули, «Магия без слёз»).
В «Магии в теории и на практике» Кроули также выделяет Черных магов в отдельную категорию: «Но есть и особо низменные и вредоносные ее формы, черные сами по себе. Таково использование духовной силы в материальных целях. Последователи «христианской науки», духовные целители, профессиональные гадатели, медиумы и иже с ними — Черные Маги. Они променивают золото на отбросы. Они платят своими высшими способностями за мирские и преходящие блага. Тот факт, что основная их отличительная черта — грубейшее невежество и непонимание Магии, не мог бы послужить им оправданием, даже если бы Природа признавала оправдания, — а она их
не признаёт. Если вы по ошибке выпьете яд вместо вина, тот факт, что вы «всего лишь допустили ошибку», не спасет вас от смерти. Ниже этих деятелей в одном смысле, но несравненно выше — в другом стоят Братья Пути Левой Руки (то есть Черные братья). Это те, кто «затворился в себе», кто отказался излить свою кровь в Чашу, кто попрал
Любовь в погоне за могуществом и властью».
Из вышесказанного можно прийти к выводу, что Черные маги являются некими кандидатами в Черные братья, - людьми, не достигшими реально высокого уровня, но мнящими себя опытными гуру. Такие люди, как правило, претендуют на то, чтобы быть разного рода «гадателями», «целителями», «колдунами», а то и просто глубоко прагматичными материалистическими скептиками, проповедующими атеизм на кафедре какого-нибудь университета.
Самое интересное, что и Дон Хуан также выделяет категорию Черных магов наряду с Древними магами и относит к ней, по сути, тех же людей, что и Кроули. Дон Хуан говорит Кастанеде: «Утешение, гавань, страх — все это настроения, которым ты научился, даже не спрашивая об их ценности. Как видно, Черные маги уже завладели всей твоей преданностью». На вопрос о том, кто такие Черные маги, Дон Хуан отвечает: «Окружающие нас люди являются Черными магами. А поскольку ты с ними, то ты тоже Черный маг. Подумай на секунду, можешь ли ты уклониться с той тропы, которую они для тебя проложили. Нет. Твои мысли и твои поступки навсегда зафиксированы в их терминологии. Это рабство. Я, с другой стороны, принес тебе свободу. Свобода дорога, но цена не невозможна. Поэтому бойся своих тюремщиков, своих мастеров» (К.Кастанеда, «Сказки о силе»).
В любом случае Черных братьев и Черных магов объединяет использование силы и власти в корыстных интересах, стремление к бессмертию, рабская психология и, как следствие, потеря реальной Свободы. Только Черные братья намного сильнее, ибо функционируют в мире Йецира, а Черные маги вряд ли способны выйти надолго за пределы мира Асия.
Теперь же самое время обратиться к «Современным магам» (Кастанеда), которые, как мне кажется, и составляют «Белое братство» (Кроули). Современные маги прилагают все усилия к тому, чтобы перевести магию от конкретного к абстрактному в поисках «человеческого неизвестного», то есть свободы от «всего человеческого»: «Это — невообразимые миры, выходящие за пределы человеческих возможностей достижения, которые тем не менее каким-то образом доступны нам. Туда направляются современные маги. Их устремления лежат далеко вне интересов людей; за пределами этих интересов лежат всеобъемлющие миры… Целые вселенные с бесконечными пространствами… Маги древности были далеки от них, потому что такие путешествия требуют от магов великой непривязанности и полного отказа от чувства собственной важности в любом его проявлении. Старые маги не могли пожертвовать всем этим» (К.Кастанеда, «Искусство сновидения»).
Не стоит трактовать это высказывание как мысль о том, что Современные маги хотят добиться того же, что и Древние, но в более грандиозных масштабах, принеся в жертву свою индивидуальность. Ведь переход от конкретного к абстрактному означает не что иное, как отказ от личных желаний и переход в сферу непроявленного духа, обретение истинной Свободы - той, к которой можно прийти только через Смерть.
Клара Грау говорит о подобной свободе следующее: «Для нас свобода означает свободу от человеческого. А человеческое включает Бога, добро и зло, святых, Деву Марию и Святой Дух. Мы верим в то, что только те убеждения, которые никак не связаны с человеческим, могут дать людям свободу. Если наши склады остаются переполненными обычными человеческими желаниями, чувствами, идеями и объектами, то как мы можем быть свободными?» (Т.Абеляр, «Магический переход»).
Дон Хуан как Современный маг говорит о своей магической Воле так: «Поиск свободы — это единственная побуждающая сила, которую я знаю. Это свобода улететь внезапно в бесконечность, которая где-то там. Это свобода умереть, исчезнуть навсегда. Это свобода быть подобным пламени свечи, которая остается неугасимой в мире, озаряемом светом миллиардов великолепных звезд, остается неугасимой потому, что никогда не считает себя чем-то большим, чем есть на самом деле, — всего лишь свечой» (К.Кастанеда, «Искусство сновидения»).
Не являются ли эти устремления неотъемлемой частью Пути Адепта Белого Братства, Пути к «Свету, Жизни, Любви и Свободе»?