«НЕВЕДОМЫЙ БОГ: У.Т. Смит и телемиты»
Мартин П. СтаррГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
Конец начала
Это совершенно исключительный случай, что расположение знаков и некоторых планет в Домах гороскопа на Равнод. 20 марта 21:13 в Чикаго почти полностью совпадает с тем, что было на Равнод. Богов в Каире в 1904г. 21 год подряд такое расположение было здесь невозможным, и мы заметили этот странный знак неделю с небольшим назад. Еще один факт, что за пару дней до Равнод. в той части Иллинойса, которая называется «Египет» (о существовании которой я даже не знал), неподалеку от городка с названием Каир на штат обрушился такой ужасный смерч (наихудший из известных), и впрямь является предметом для серьезного размышления относительно природы Р.Х.Х. Джонс – Смиту, 23 марта 1925г.
Н Е Б Е С А Б Ы Л И П О Л Н Ы З Н А К О В и предзнаменований грядущего. Пробил час еще одного откровения, которое Джонсу было уготовано подарить миру после периода молчания в ожидании его рождения.
Волна вдохновения нахлынула на Брата Ахада 14 апреля 1923 года: она принесла доказательство того, что Древо жизни – это подлинное тело Ра-Хор-Хута. Он немедленно сообщил Кроули об этом открытии: «Если бы я мог спокойно посидеть за этой работой, то за несколько месяцев представил бы неоспоримое научное доказательство Царства Р.Х.Х. [Ра-Хор-Хута] и Х.П.К. [Хор-Па-Краата]»[1]. Кроули был тонким критиком нелогичностей и недостаточной эрудиции, но напыщенные претензии, подобные вышеприведенным, привели его в замешательство. Он предупредил Джонса, что кое-какие из его заявлений могут нанести ущерб их репутации и общей работе, прямо заявив, что в книгах Джонса есть пассажи, в которых он полагает «научным доказательством американский блеф, хмельной оптимизм христианской науки, идущий на поводу у восторженных заявлений»[2]. Он потребовал отложить любые публикации подобных заявлений до тех пор, пока они с Маддом не найдут время дать на них подробный ответ. Памятуя о критике, которую встретили его предыдущие попытки, Джонс рассудил, что пока лучше промолчать насчет определенных доказательств Нового Эона и подождать верного момента для их обнародования. Избранным сосудом для этих доказательств будет его книга «Анатомия тела Господня». Джонс ожидал выхода книги к 23 сентября 1925 года, по этой причине он снова обратился к Смиту с просьбой помочь с первичными расходами на общую сумму 500 долларов США. В знак дружбы и солидарности Смит отправил ему с ближайшим письмом 100 долларов: «UB» мог подождать своих пожертвований. Половину денег Смита Джонс внес за переработку «издания с автографом» Q.B.L. (1925), поскольку запасы первого издания иссякли.
Джонс выслал Смиту доказательство новейшей фазы работы Мастера Териона во всем мире. В то же самое время, когда Джонс размышлял над структурой Вселенной в отношении венценосного и победоносного ребенка, Кроули совершал попытки воплотиться в Слове Эона. Вскоре после осеннего Равноденствия 1924 года он сформулировал заявление о своем предназначении, которое напечатал в виде небольшого плаката в марте 1925 года:
ЧЕЛОВЕКУ
Твори свою Волю – таков да будет весь Закон.
Когда пришел мой срок службы на Земле в год основания Теософского общества, я, в свою очередь, взял на себя грехи всего Мира, дабы исполнились Пророчества и Человечество могло сделать Следующий Шаг от Магической Формулы Осириса к Магической Формуле Гора.
Пробил мой Час, и я провозглашаю мой Закон.
Слово Закона - ? ε λ η μ α.
Это был памятный год. В 1925 году отмечались «золотая» годовщина основания Теософского общества и 50-летие Кроули. Джонс получил экземпляры «Средиземноморского Манифеста» (так Кроули назвал текст «Человеку», потому что он был составлен на борту судна, направлявшегося из Марселя в Тунис) вместе со списком потенциальных получателей. Среди предложенных Джонсу контактов были имена теософов Кэтрин Тингли и Алисы А. Бейли, розенкрейцеров Г. Спенсера Льюиса и Джорджа Уинслоу Пламмера, астролога Эванджелины Адамс и Уилфреда Т. Смита. Возглавляла список Кроули президент материнской секции Теософского Общества в Адьяре и его заклятый враг Анни Безант. С почти неслыханной дерзостью (учитывая долгие годы его нападок на нее – как публичных, так и скрытых от глаз общественности) Кроули написал Безант конфиденциальное письмо, в котором предлагал ей назначить его своим преемником: она занимала пост Внешнего главы Эзотерической секции (сокращенно секция именовалась E.S. или E.S.T., но никогда «E.T.S.», как Кроули пишет ниже):
С прискорбием наблюдая многочисленные расколы в Т.О., вы, должно быть, поняли, что в случае вашего перехода в Великую Небесную Ложу эта путаница, скорее всего, станет бесконечно более запутанной. Кроме епископа Ледбитера у вас нет ни одного влиятельного или компетентного человека, а тот вскоре станет слишком стар, чтобы управлять делами.
Автор прилагаемого Манифеста знаком вам с тех пор, как впервые встретил вас на «Осирисе» в апреле 1904 e.v., но намеренно придерживался политики молчания и скрывал свою истинную личность от профанов до сего критического в истории Общества момента. Есть и другие совпадения, но в настоящее время их упоминание было бы неуместным…
Вы приглашены назначить его своим преемником в качестве главы E.T.S., но не главы T.S., ибо он не имеет никакого намерения раскрывать свою личность кому-либо, кроме очень узкого круга избранных вождей, поклявшихся хранить тайну. Задача этого назначения в том, чтобы только эти основные заинтересованные лица могли получать информацию и совещаться с ним с целью дальнейших действий»[3].
Такие же письма были отправлены президенту Ассоциации Блаватской (Лондон) и Ледбитеру - ответом было молчание. Кроули верно предсказал выбор Безант: после ее смерти в 1933 году стало известно, что она назначила на пост Внешнего главы E.S. Ледбитера. Так же точна была догадка Кроули о том, что Ледбитер будет слишком стар для этой работы: последний скончался пятью месяцами позже Безант.
Кроули подстегнул Вице-короля О.Т.О. и своего наместника в Австралии Фрэнка Беннетта[4], чтобы тот срочно связался с Ч. У. Ледбитером и заверил его в том, что автор манифеста, TO MEGA THERION, весьма восхищен работой епископа и всеми его методами и знает, что Ледбитер являлся духовным учителем Безант. Это было неправдой: Кроули давно придерживался мнения, что попытка Ледбитера предъявить Кришнамурти («своего любовничка, одуревшего от насилия») как воплощение Логоса была ничем иным как черномагической операцией. Однако хотя Кроули и нападал на Ледбитера за склонность к педофилии (и не он один), истинная причина его беспокойства была отнюдь не такой уныло моралистической, как следует из его откровенного письма американскому другу-книголюбу Монтгомери Эвансу II:
О Кришнамурти. С моей стороны нет никаких возражений против педерастии как таковой. Но здесь совершенно другое дело. Это вопрос нижеследующей практики, которую я классифицирую как черномагическую, потому что она не является необходимой и рекомендуемой с магической точки зрения и способна вызвать к жизни весьма нежелательные силы, настроенные против Закона Телемы.
Эта практика заключается в том, что мальчика погружают в гипноз и подвергают мастурбации, пока он находится в этом состоянии. После этого он становится просветленным.
Ты найдешь множество намеков на нее в репринте Предисловия Уилмсхерста к «Суггестивному расследованию Герметической Тайны» г-жи Саутвуд»[5].
Кроули доверительно сообщил своему южноафриканскому Вице-королю О.Т.О. Джеймсу Томасу Уиндрэму, что «блеф с Кришнамурти» лопнул: он состряпает книжицу, которая убедит весь мир в том, что TO MEGA THERION является его эзотерическим лидером, и внушит всем веру в его миссию так, как не смогла этого сделать для своего Мирового Гуру теософская работа «У ног Учителя»[6]. Кроули был убежден, что Ледбитер использовал Кришнамурти в качестве медиума для получения текста. Более скептически настроенные современники полагали, что эта работа была попросту целиком написана Ледбитером. Как заметил Гермер, если Кроули нужно было добыть жемчужину, то все, что ему требовалось – это капля грязи в устричной раковине. В результате этой деятельности в марте-апреле 1925 года появилась книга «Сердце Мастера»[7] - экстатическое видение духовной истории человечества, которая завершилась пришествием Телемы и Великого Дикого Зверя 666. Ценность посланий долгое время отождествлялась с заслугами посланника, а дурная репутация Кроули была широко известна. В качестве контрмеры, направленной против своего нечеловеческого обаяния, Кроули захотел скрыть свою причастность к авторству манифеста «Человеку» - это помогло бы ему избежать предвзятости читателей, в особенности теософов, по отношению к Закону Телемы. У этой уловки была простая цель: «Смысл Манифеста – дать им правдоподобное объяснение, почему они являются сторонниками доктрины, связанной с такой неприятной персоной»[8]. Теософия, несмотря на всю свою раздробленность после кончины Блаватской в 1891 году, насчитывала в своих рядах такое количество членов, о котором Кроули мог только мечтать: в 1925 году в материнской секции теософского общества в Адьяре состояла сорок одна тысяча человек.
Кроули расширил и ранее составленные им планы на конференцию, приуроченную к летнему солнцестоянию 1925 года: он решил пригласить в гости верхушки всех мировых эзотерических движений с предварительным рандеву в Париже. Сам Кроули не покажется на конференции, или же, если придет, то будет представлен просто как «неизвестный магометанин из дальних мест, явно сбоку-припека»[9]. Ни одна из этих лукавых схем не устраивала Джонса, который считал, что на самом деле им нужна безупречная тайная организация, и такая уже существует в «U.B.», осознает Кроули этот факт или нет. Бесполезно заставлять людей идти за Кроули с помощью всяких уловок. Брат Ахад был убежден, что адепты покинут любое движение, как только узнают, что во главе стоит Кроули. Джонс был недалек от истины, и заигрывания Кроули как с Транкером, так и с Теософским обществом в конечном итоге вылились в полное отсутствие выигрыша.
Несмотря на стремительные и потенциально многообещающие события за рубежом, основным центром деятельности Смита и Джонса оставалось Нерасторжимое Братство. Их братские отношения вновь приняли дружелюбный и предупредительный тон, а переписка изобилует подробностями их работы с закрепленными за ними кандидатами и нюансами распространения многочисленных инструктивных «сутр» [sic!] «U.B.» Были и организационные проблемы, связанные со структурой индивидуальных занятий «U.B.» и требованиями распространять документы по иерархической цепочке: получение правильно маркированных экземпляров необходимых документов в каноническом порядке стало постоянной головной болью, поскольку их собственные кандидаты приглашали новых. «Сутры» «U.B.», полученные Смитом, не сохранились, но названия вроде «Политико-экономические каналы западной экзотерической традиции» дают некоторое представление о том, насколько уныло было их содержание. Хотя сам Смит уговорил вступить в «U.B.» только Камиля Фейдера, тот, в свою очередь, оказался очень успешным рекрутером, что прибавило работы всему Братству.
От Джонса приходило много писем, но многое и умалчивалось. За исключением дел с «U.B.», Джонс становился все более избирательным в том, что сообщать Смиту: впоследствии тот мог восстановить реальную цепочку событий уже после того, как курс Джонса был проложен. Джонс был недоволен Кроули и его союзником (на тот момент) Транкером. Попытки Джонса контролировать издание своих книг в немецком переводе (чем занимался Транкер) получили резкий отпор Кроули как неучтивые.
Джонс справедливо задавался вопросами по поводу способности Транкера обеспечить достойный перевод книг, и он решительно отверг попытку Кроули отредактировать книги по своему вкусу. Хотя Кроули обещал Джонсу подробный критический разбор его опубликованных работ, этого не случилось. Растущее напряжение между ними вылилось в письмо, которым Кроули нанес Джонсу первый сокрушительный удар. Послание Брату Ахаду было отправлено через его Послушника Макса Шнайдера.
Первая глава IU допускает предположение, что кратковременная сенсация на страницах чикагских газет означает необратимые духовные изменения в нравах Америки[10]. Само название «Египетское возрождение» - таких «жывотных не бываит»! (Я цитирую два чудовищных случая из сотни, возможно). Ты, должно быть, совершенно обезумел в своей мегаломании, ибо тебя предупреждали достаточно часто, что самая большая опасность для тебя – это принимать дружескую критику как «грубость». У серьезных людей на этот счет не может быть двух мнений: все единодушно отмечают, что твои книги, хоть и содержат замечательную работу по популяризации идей, почерпнутых у Эквинокса и Ордена, достойны осмеяния за их неотесанность, отсутствие самобытности и эгоизм. Стиль «возвышенных» пассажей – полнейшая имитация моих. Некоторые ляпы вообще необъяснимы для меня. В частности, определенные равенства подаются как каббалистическое «доказательство», хотя ничем подобным абсолютно не являются. Уж кто-кто, но ты, о котором я думал, что ты лучше любого знаешь, что на самом деле значит каббалистическое доказательство!
Я также считаю, что твой проспект «Анатомии» абсурдно претенциозен. Ты, очевидно, не имеешь ни малейшего представления о том, как такие вещи дискредитируют тебя.
Пойми же, что люди не будут считать тебя великим из-за того только, что ты громогласно им об этом сообщишь. Они ищут подтверждения в твоих трудах…
Я могу лишь еще раз повторить свое серьезнейшее предупреждение: если ты не избавишься от своего раздутого эго, не вернешься и не пройдешь методично степени, через которые так беспечно перескочил, и не привьешь себе честного братского отношения к своим коллегам, тебя ждет самая мощная и присносущая катастрофа в истории Чикаго![11]
Причин для разногласий было множество. Кроули осуждал притязания скрытной организации «U.B.» на обладание мудростью и всемогущество, хотя и неясно, какие документы он мог прочесть, чтобы сформировать это мнение. Их система пожертвований была откровенным нарушением правил A.’. A.’, которые запрещали брать деньги за преподавание оккультных дисциплин, и впредь он не потерпит подобного ни под каким видом. В свою очередь, он пенял Джонсу за отсутствие финансовой поддержки его работы, что поставило Кроули на грань голодания. Он утверждал, что в течение последних трех лет получил от Джонса за продажу своих книг целых пять долларов – гигантская сумма! Это может быть правдой: если Джонс и отправлял Кроули деньги, то в его письмах упоминаний об этом нет. С другой стороны, Джонс тоже ни разу не получил от Кроули никакого возмещения своих ежемесячных расходов на хранение книг и двух ящиков с коллекционными экземплярами.
Итак, пришла пора свести счеты. Кроули велел Шнайдеру собрать комиссию по расследованию дела, связанного с обвинениями, выдвинутыми против Джонса, и провести инвентаризацию имущества Кроули, оставленного на его попечение. Шнайдер был уполномочен распространить последнее письмо Кроули с критикой Джонса всем, кто принимал участие в чикагской работе – этот ход Джонс счел неумным (поскольку он не делал чести заинтересованной стороне) и нелояльным по отношению к нему лично. Комиссия пригласила Джонса на заседание 5 августа 1925 года – он не пришел и, в свою очередь, вышвырнул Шнайдера из Послушников. Их попытки получить контроль над имуществом Кроули встретили отпор, потому что у Джонса была доверенность от Кроули, которую тот не аннулировал. Джонс выбрал тактику проволочек, но ей можно было легко оказать противодействие: Кроули незамедлительно выдал Шнайдеру доверенность на свои книги и манускрипты, находившиеся в распоряжении Джонса, а тот, со своей стороны, решил передать это дело своему адвокату. Учет убыли запасов обычных книг составлял проблему, поскольку изначально они принимались без подробной инвентарной описи. Дела велись по братскому рукопожатию, и ни одна из сторон не держала учетных документов, которые могли бы подтвердить их претензии. У обоих адвокатов уйдет еще десять месяцев на то, чтобы составить документ об обоюдном освобождении от обязательств и покончить с материальными вопросами – так, по крайней мере, надеялся Джонс.
Пришел конец отношениям и на духовном плане. Джонс прямо написал Кроули: «чтобы освободить Вас от любых уз, которые могли связывать нас в Ордене, известном как A.’. A.’, ибо я не сочувствую вашей политике, проводимой в настоящее время, и, таким образом, со всей определенностью заявляю о своей непричастности к Ордену, представленному вами»[12]. Ему больше не было нужды работать с Кроули, ведь, по его мнению, он обошел Териона на Древе Жизни и в оккультном смысле больше ему не подчинялся.
Слушателям Джонса тоже требовалась информация. Джонс включил в постоянную рекламу своей воскресной лекции в разделе «религия» «Чикаго Дейли Ньюс» «специальное уведомление», приведенное ниже. Оно появилось в номере от 22 августа 1925 года: «Брат Ахад более не сочувствует политике Ордена, известного как A.’. A.’. и представляемого Терионом. Он со всей определенностью заявил о своей непричастности к оному. Это не изменит характера лекций и преподавательской деятельности Брата Ахада»[13]. Одновременно с этим, он отправил тот же текст в британский «Оккалт Ревью». Кроули так и не ответил на это уведомление и еще на несколько писем, отправленных Джонсом в это же время – пройдет одиннадцать лет, прежде чем он снова напишет Джонсу. В качестве финального залпа Джонс попытался опровергнуть выдвинутые против него обвинения, главным из которых было обвинение в получении выгоды от оккультной практики:
Вы можете временами слышать о множестве других «орденов» - Кладоискатели, например. Или вы можете слышать о «U.B.»… Но что касается A .'. A .’, он был последним в списке и только для людей, которые проявляли признаки реального потенциала. Разве Орден не был создан для тренировки Адептов? Если я в своей внешней работе должен пойти по дорогам и изгородям*, вы хотели бы, чтобы любой – годный и негодный – был приведен в A .'. A .’.? Кто будет за ними смотреть? Не забывайте: я никогда не брал ни цента деньгами от Послушников Ордена за непосредственное обучение в A .'. A .’., равно как от кого бы то ни было за индивидуальное консультирование и обучение. Моя общественная работа носила и носит просветительский характер. Книги A .'. A .’. читаются и изучаются наряду с другими, а люди, которые приходили на занятия, делали добровольные пожертвования. Но A .'. A .’. – не групповая система, как я мог прорабатывать ее в группах? Но именно в группах можно обнаружить подходящих людей, о прочих же приходится заботиться другим образом, соответствующим их природе, либо пока они не отпадут сами автоматически.[14]
* Ссылка на стих из Лук.14:23: «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» - прим. перев.
Раскол между Джонсом и Кроули спровоцирует разрыв между Джонсом и Смитом. Первый вклад в эту печальную историю сделал Шнайдер, написав Смиту 2 сентября 1925 года. Кроули сообщил Шнайдеру, что обязательства «U.B.» ни для кого не являются императивными, поскольку вступают в противоречие с Законом Телемы, не говоря уже об общепринятом моральном кодексе. Он настаивал на том, чтобы Шнайдер не молчал и не подвергал себя риску стать соучастником мошенничества: «Они заставили тебя и остальных платить деньги под предлогом того, что представляют вселенскую традицию и проч. с таинственными Гуру. Это обман… Я надеюсь, что ты не позволишь никаким поверхностным рассуждениям о чести остановить тебя. Именно на это и полагаются такие люди, чтобы безнаказанно продолжать свои противозаконные действия»[15]. Всех, кто состоял в A.'. A.’. и присоединился к «U.B.», настоятельно попросили разъяснить свою позицию, напрямую написав Канцлеру Ордена (раньше эту должность занимал Джонс). Смит, который был не готов к резкому осуждению своего дражайшего Брата Джонса по одному только факту заявлений от третьих лиц, воздержался от дальнейших комментариев Шнайдеру и попросил у него адрес Кроули. Ему было телеграфировано: «Хохенлейбен, Тюрингия, Германия – дом Транкера».
Смит написал тотчас же. Его первое письмо, написанное Кроули 11 сентября 1925 года, полно глубоких сожалений о сложившейся ситуации. При всем его восхищении Джонсом, он с откровенным облегчением узнал об отношении Кроули к «U.B.» - эта организация с самого начала чрезвычайно раздражала Смита. Он по-прежнему не имел ни малейшего представления о цели их деятельности, но заверил Кроули, что это «хитрое хозяйство» не было работой Джонса. К его великому сожалению, Джонс никогда не был откровенен с ним в том, что происходило между ним и Кроули. Смит твердо стоял на позициях Телемы и A.'. A.’., несмотря на то, что последние четыре года мало был осведомлен о последнем, и, насколько ему было известно от Джонса, их дела вскоре будут урегулированы. Закончил он пророческой фразой: «В надежде на получение скорого ответа и на возможность поддерживать с вами прямую связь, по меньшей мере, пока вы не сочтете меня слишком тяжелой ношей, либо пока я не найду вас черезчур суровым мастером, каким я вас всегда себе и прецтавлял»[16]. Кроули так и не получил этого письма по причине своего отъезда из дома Транкера в обстановке, весьма далекой от дружеской. Пройдет еще два года, прежде чем Смит попробует снова выйти на прямой контакт с Кроули. Возможно, он подумал, что его письмо не заслуживало ответа?
Все было готово к тому, что Смит окончательно и бесповоротно закроет дверь за «U.B.» При всей негативной информации, которую он получал о Джонсе, сам он ничего ему не сказал, вместо этого уделив внимание вопросу, который еще связывал их: преподавание М.
Я мало что могу сказать, но есть одна вещь, о которой я хотел бы спросить - насчет высказывания в Четырнадцатой Абхимантрике*, которую я только что получил. На второй странице говорится: «Тех, что по любой причине остаются в безбрачии, моральный закон обязывает сохранять абсолютное целомудрие… и ни при каких обстоятельствах безбрачному лицу не дозволяется осознанно потакать своим сексуальным аппетитам каким бы то ни было образом даже в мыслях». Мне хотелось бы знать твое мнение об этом высказывании, и поддерживаешь ли ты эту мысль.[17]
* Ср. Abhimantrit (???????????) – благословенный, посвященный Богу, святой (пер. с хинди) – прим. пер.
После того как множество простых вопросов остались без ответа, Смит не надеялся на то, что Джонс отличится на этот раз, но в учении «U.B.» наконец-то появилось что-то ощутимое, с чем можно было не согласиться. У Смита не укладывалось в голове, как Джонс мог одновременно принимать и Книгу Закона, и предписания «U.B.». Это действительно не вязалось с его прежней позицией: уж это Смит точно знал. Разве они не сражались вместе за свободу личности в Телеме?
Тем временем, Кроули поручил Мадду разослать официальное объявление от 24 сентября 1925 года о том, что Джонс, в прошлом Великий Неофит, выбыл из членов A.’.A.’. Всем членам Ордена, которые были связаны с ним через Джонса, было настоятельно рекомендовано написать временно исполняющему обязанности Канцлера Карлу Й. Гермеру по адресу: Вайда, Тюрингия, Германия (в его доме Кроули нашел пристанище после расставания с Транкером). Для доказательства своего статуса им было велено приложить копии документов, подтверждающих их текущую степень. Смит получил свой экземпляр уведомления вместе с письмом от Шнайдера от 19 октября 1925 года. Теперь все детали, необходимые для расставания с Джонсом, были налицо – окончательно и бесповоротно.
Недостаток откровенности Джонса со Смитом вскоре вышел ему боком. Все это время Джонс продолжал переписку со Смитом, как ни в чем ни бывало. По поводу абсолютного целибата для безбрачных, проповедуемого в Четырнадцатой Абхимантрике, он мягко ответил, что эти мысли в бумагах «U.B.» должны были заставить членов задуматься и поразмыслить над своими реакциями. От человека не требуется принятия этих идей без раздумий. Что же касается более крупных проблем с оккультной лояльностью, которые маячили перед ними, то тут он ушел в расплывчатые формулировки. Джонс решил, что первый ход должен сделать Смит.
Я полагаю, что ты можешь пожелать заговорить и о других делах, да и, в самом деле, хотел бы рассчитывать на то, что ты сделаешь это прежде, чем предпринять какие бы то ни было действия. Хотя, конечно, ты совершенно свободен в этом отношении, но не торопись, и в случае, если ты когда-либо захочешь изменить формат отношений, прежде чем создавать новую связь, освободись сначала от одной из прежних: так ты избежишь кармической путаницы. Прилагаемые записи могут быть тебе интересны как взгляд под другим углом».[18]
Записи содержали текст рекламного объявления в «Чикаго дейли ньюс» от 22 августа 1925 года, о котором Смит был извещен несколько месяцев назад. К этому тексту прилагалась копия еще одного открытого сообщения, которое планировалось напечатать в номере от 7 ноября. Объявление о выходе Джонса из братства A.’. A.’., похоже, было несколько преждевременным. После работы над созданием движения в Чикаго причины его разрыва с Терионом требовали более подробных разъяснений.
К СВЕДЕНИЮ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ
Во избежание недоразумений да будет ясное понимание того, что заявление, сделанное Братом Ахадом о том, что он не сочувствует настоящей политике Териона как Внешнего Представителя Ордена, известного как A.’. A.’., никоим образом не влияет на взаимоотношения, которые существовали и по-прежнему существуют между Братом Ахадом и теми, кто был принят им в качестве Послушников и Неофитов Ордена, равно как и на его существующие отношения с кандидатами в члены и членами «Психомагия Инк.» и любого другого Общества, представляемого Братом Ахадом, и что с 1916 года Служба Брата Ахада в Ордене A.’. A.’. никоим образом не зависит от полномочий Териона как Внешнего Главы Ордена, но исключительно от Настоятелей Териона, с Коими Брат Ахад по-прежнему находится в совершенном согласии, связанный Узами Братства и Единства.
К следующему письму Джонс уже передумал. Он будет придерживаться политики молчания, поэтому решил не печатать второе заявление. Хотя Кроули и заявил, что Джонс больше не является членом A.’. A.’., его членство будет восстановлено, когда в 1936 году в период подготовки к публикации «Равноденствия Богов» Джонс снова вступит в ряды допущенных к печати в A.’. A.’. и Кроули наладит с ним связь. Но пока что имя его вычеркнуто из списков Ордена, а ему самому отказано в получении Пароля Равноденствия.
Так завершилась карьера самозваного «дворника» Внешнего Колледжа A.’.A.’.[19] - неудачная и нежеланная кульминация трудов человека, когда-то провозглашенного самым работоспособным среди Братьев. В последний раз Смит излил душу своему другу и Брату Джонсу. Он страдал и сожалел о том, что их братские узы ныне разрываются раз и навсегда, но был готов принять то, что, по его ощущениям, уже произошло:
И все-таки, чего стоит еще одно разочарование в жизни, которая и так во многом из них и состоит. У тебя их было полно, да и у меня тоже. Хочу сказать тебе не для того чтобы ранить твои чувства, но потому что я всегда был с тобой открыт и честен до нелепости, что по мне так эти перемены к лучшему. Я чувствую, что остался абсолютно один, и скажу, что это Благо, ибо я слишком полагался целиком и полностью на тебя и твое мнение. Теперь, в свободном плавании, я либо утону, либо выплыву.
Давай забудем эту историю, пусть даже она держалась только на наших былых общих интересах, я не хочу прекращать дружбу, если этого можно избежать, потому что считаю, что мы оба любили.[20]
[1] Джонс - Кроули. 23 апреля 1923г. Архивы Ч.С. Джонса.
[2] Кроули - Джонсу. 3 сентября 1923г. Архивы Ч.С. Джонса.
[3] Кроули – Анни Безант, не датировано (примерно 1 марта 1925г.). Собрание Дж.Дж. Йорка.
[4] Фрэнк Беннетт (1867-1930), Брат Progradior A.’. A.’. 6о = 5о и Брат Dionysus IXо О.Т.О.; см. Кроули «Исповедь» 872-77. Был теософом и со-масоном и вышел из этих орденов в 1914г., когда стал активным членом О.Т.О. Нем вела переписку с Беннеттом и другими членами Австралийского О.Т.О.
[5] Кроули – Монтгомери Эвансу II, 26 октября 1926г. Рукописи Монтгомери Эванса, отдел рукописей библиотеки Лилли, Университет Индианы. О «Саутвуд» (читай «Этвуд») см. прим.24 на стр.144 выше [глава 11 – прим. пер.]; см. также Кроули «Магический дневник Зверя 666», 152: «Идея Уилмхерста об алхимии, кстати, совершенно ясна. Он пользуется рукой для погружения в гипноз другого человека, чтобы получить возможность управлять его талисманами, активное сознание пытается овладеть подсознанием другого человека: да это подлейшая черная магия!»
[6] Кроули – Джеймсу Томасу Уиндрэму, 1 марта 1925г. Собрание Дж.Дж. Йорка. Кришнамурти, который печатался под псевдонимом «Алкион», считается автором книги «У ног Учителя» (1910), написанной, когда ему было 14 лет; обсуждение авторства книги см. у Грегори Тиллетта в «Старший брат: биография Чарльза Уэбстера Ледбитера» (Gregory Tillett, Тhе Elder Brother: a biography of Charles Webster Leadbeater) (1982), 135-38.
[7] Кроули «Сердце Мастера» (The Heart of the Master) (1938).
[8] Кроули - Джонсу, 1 марта 1925г. Архивы Ч.С. Джонса.
[9] Ibid. (там же)
[10] Ссылка на освещение в прессе находки гробницы Тутанхамона и рассмотрение значимости этого события в «Египетском возрождении».
[11] Кроули - Джонсу, датировано «An XXI, Солнце в Раке, Луна в Тельце» (ок. 14 -16 июля 1925г.) Архив У.Т. Смита.
[12] Джонс – Кроули, 21 августа 1925г. Архивы Ч.С. Джонса.
[13] Chicago Daily News, 22 августа 1925г, 19.
[14] Джонс - Кроули, 23 августа 1925г. Архивы Ч.С. Джонса. Джонс переписал это письмо и отправил Кроули еще раз 10 августа 1932г. (Архивы Ч.С. Джонса) - ответа не последовало.
[15] Цитируется по письму Шнайдера Смиту, 2 сентября 1925г.
[16] Смит - Кроули, 11 сентября 1925г. Архив У.Т. Смита.
[17] Смит - Джонсу, 20 сентября 1925г. Архив У.Т. Смита.
[18] Джонс – Смиту, 6 ноября 1925г. Архив У.Т. Смита.
[19] Джонс приписал себе эту должность в статье «Брат Ахад» «Справочника Хартманна: Кто есть кто в оккультном, парапсихологическом и духовном мирах», сборник под ред. Уильяма С. Хартманна (1925г.) (Hartmann’s Who’s Who in Occult, Psychic and Spiritual Realms, comp. and ed. William C. Hartmann (1925), 11.
[20] Смит - Джонсу, 22 ноября 1925г., Архив У.Т. Смита.
Перевод: Sr.Hipparion, 2017