"Небеса" в Каббале
Термином «небеса» в каббале обозначаются (как правило) планетные соответствия сефирот. Иными словами, как ни странно это звучит, каббалистические «небеса» — это осязаемые, физические тела, соответствующие сефирот в материальном мире, а вовсе не места обитания ангелов и бесплотных душ. В свете этого нетрудно заметить, что Древо Жизни символизирует, среди прочего, историю нашей вселенной: от первого божественного проявления Кетер («Большого взрыва») через звезды (Хокма-зодиак) и семерку классических планет (от Бины до Йесод) и до четырех стихий земного мира (Малкут).
Малкут нередко определяют как сферу планеты Земля, и это верно постольку, поскольку Малкут олицетворяет осязаемое сочетание четырех стихий как основу для всей человеческой жизни. Таким образом, Малкут — это одновременно и планета Земля, и четыре стихии, из которых состоит земной мир. На противоположном конце Древа находится Кетер, которая также связана с четырьмя стихиями: «Что наверху, то и внизу». Но если Кетер символизирует четыре стихии, возникающие из небытия, то в Малкут они предстают как проявленные и подвижные.
Тот факт, что в основе Древа Жизни лежат стихии, немаловажен: это еще одна иллюстрация к тому, как в системе Древа многократно повторяются одни и те же структуры. Каждая из восьми сефирот, расположенных между Малкут и Кетер, обладает своим стихийным соответствием, связанным с соответствием планетным. При этом четыре стихии, проявленные в нижней части Древа можно рассматривать как силы, заключенные внутри нас, а четыре стихии, соответствующие сферам верхней части, — как силы, действующие во внешнем мире.
Связь между «небесами» десяти сефирот, с одной стороны, и планетами и стихиями — с другой находит практическое применение в каббалистической магии. Фактически, каждое «небо» — это часть мира Асия, мира Формирования, связанная с соответствующей сефирой. Для талисманической магии, врачевания и других магических операций требуется материальная основа, то есть работа с миром Асия той или иной сефиры. Чтобы узнать, с какой именно сефирой следует работать для достижения той или иной цели, обратитесь к таблице магических намерений, приведенной в начале книги.
Стихии и сефирот
Сефира |
Небо |
Стихия |
Кетер |
Первые вихри |
Все четыре стихии в непроявленном состоянии |
Хокма |
Зодиак |
Воздух |
Бина |
Сатурн |
Земля |
Хесед |
Юпитер |
Вода |
Гебура |
Марс |
Огонь |
Тиферет |
Солнце |
Огонь |
Нецах |
Венера |
Земля |
Ход |
Меркурий |
Воздух |
Йесод |
Луна |
Вода |
Малкут |
Четыре стихии |
Все четыре стихии в проявленном состоянии |
В связи с Древом Жизни нередко употребляют слово «Ахад» (AChD), которое означает «единство» и иллюстрирует природу «небес», соответствующих различным сферам Древа. Это слово имеет числовое значение 13 и состоит из трех букв — Алеф, Хет и Далет, в определенном смысле охватывающих все Древо: от Единства Кетер (Алеф = 1) через восемь планетных (и зодиакальных) сефирот от Хокмы до Йесод (Хет = 8) до сефиры Малкут, связанной с четырьмя стихиями (Далет = 4).
Миры Древа Жизни располагаются в последовательности, отражающей, с одной стороны, процесс нисхождения по Древу, то есть проявления непроявленного, а с другой — процесс восхождения, то есть возвращения к первоисточнику. Оба направления движения ценны и уместны в зависимости от желаемого результата. В молитве они могут сочетаться друг с другом: сама по себе молитва о достижении какой-либо цели направлена вверх по Древу, но результат она приносит лишь при условии, что энергия высших сфер устремляется по Древу вниз.
Схожую последовательность составляют и части души. Направление движения вообще играет важнейшую роль в магии сефирот: чтобы достичь желаемого результата, необходимо двигаться от неосязаемого к осязаемому. И применительно к человеческой душе это можно представить как нисхождение энергии из непостижимых источников души, известных под названием «макифим» («окружающие светá») в проявленный мир. Всякое магическое проявление начинается в божественном «я» (Йехида), где формируется намерение (Хия). Затем зарождается замысел (Нешама), дающий этому намерению первое, самое общее определение. Далее, на плане Руаха, намерение начинает формироваться на основании этого замысла, получает словесное определение и укладывается в точную схему, посредством которой оно должно осуществиться. После этого производится необходимый комплекс ритуальных действий (Нефеш) — медитация, вибрирование божественных имен, чтение заклинаний или любые другие уместные практики. И, наконец, результат проявляется на плане, соответствующем физическому телу (Гуф).
Процесс постижения направлен в противоположную сторону. Он начинается с первых смутных догадок, которые можно соотнести с планом проявленного (Гуф). За догадками следуют действия (Нефеш), помогающие прояснить суть происходящего, а за действиями — обсуждение (Руах), будь то в форме внутреннего диалога или беседы с другими людьми. Благодаря обсуждению догадки принимают более ясную и отчетливую форму. Следующим этапом становится сосредоточение мысли (Нешама), преображающее первые догадки в настоящее прозрение сути. За прозрением последует полное осознание (Хия), и если оно окажется достаточно глубоким, то приведет к сущностным изменениям в сфере нашего «я» (Йехида).
Мир |
Принцип |
Сефирот |
Часть души |
Функция |
Ацилут |
Мир прообразов |
Кетер, Хокма, Бина |
Йехида, Хия, Нешама |
Божественное «я», намерение, замысел |
Брия |
Мир творения |
Хесед, Гебура, Тиферет |
Руах |
Речь |
Йецира |
Мир формирования |
Нецах, Ход, Йесод |
Нефеш |
Действие |
Асия |
Мир действия |
Малкут |
Гуф |
Проявление |
Этот же процесс можно описать и в терминах четырех миров. Поток энергии движется в направлении от первого импульса творения (Кетер, мир Ацилут) до окончательного физического проявления (Малкут, мир Асия). В мире Ацилут чистая воля творит совершенный прообраз первого импульса, первой эманации. Этот прообраз соответствует божественному имени, которое символизирует абсолютную божественную суть, наивысший аспект любого явления. Архангелы мира Брия действуют как фокусирующие линзы, благодаря которым высшая сила вливается в структурированные формы, ложащиеся в основу дальнейшего проявления. Чистая воля и чистые идеи мира Ацилут превращаются в мире Брия в концепцию и замысел.
В третьем мире, мире Йецира, ангелы реализуют замыслы мира Брия и распределяют должным образом те структуры, которые были сотворены архангелами. Шесть сефирот этих двух миров — сферы от Хесед до Йесод — в совокупности называются «сефирот созидания», так как они охватывают все процессы концептуализации и реализации замысла. В четвертом мире, мире Асия, формируется материя, обеспечивающая проявление замысла в физическом мире. Поэтому мир Асия называют также «вселенной форм».
Мир |
Ацилут |
Брия |
Йецира |
Асия |
Функция |
Эманация |
Творение |
Формирование |
Практическая реализация |
Процесс |
Намерение |
Понятие |
Исполнение |
Проявление |
Соответствия |
Божественное имя |
Архангелы |
Ангельские чины |
«Небеса» |
Тетраграмматон |
Йод |
Хе |
Вав |
Хе конечная |
Стихия |
Огонь |
Вода |
Воздух |
Земля |
ТАЛИСМАНИЧЕСКАЯ МАГИЯ
Традиция использования амулетов и талисманов в каббалистической магии возникла в давние времена. Амулеты служат для защиты. Традиционные каббалистические амулеты представляли собой избранные стихи из псалмов, записанные на куске пергамента, который затем помещали в коробочку и повязывали на руку или на голову. Такие амулеты назывались «тефиллим», или «филактерии». Талисманы служат для привлечения желаемого; их можно чертить на бумаге или гравировать на металле, соответствующем определенной планете.
Изготовление талисманов
Изготовление талисманов — сложный процесс, включающий в себя особые подготовительные практики.
Для начала следует выбрать подходящую сефиру и определить день и час, пригодные для изготовления талисмана. Обратитесь к приложению 4 («Планетные часы») и к нижеследующей таблице благоприятных и неблагоприятных дней.
Затем следует решить, какую форму будет иметь талисман. Чаще всего талисманы чертят на бумаге, пергаменте или картоне, поэтому можно также выбрать подходящий цвет чернил. Как правило, фон оставляют белым. Хорошая форма для талисмана — круг, но можно также выбрать геометрическую фигуру с числом сторон, равным числу сефиру (от треугольника для Бины до десятиугольника для Малкут).
Выберите словесные компоненты талисмана. Обычно слова или фразы вписывают в круг или гексаграмму; иногда также используют магические квадраты, составленные из букв.
Сефира |
Божественное имя |
Планета |
Цвет |
Металл |
Минералы |
Кетер |
Эхейе |
Первые вихри |
Белый |
Белое золото |
Алмаз, циркон |
Хокма |
Ях |
Зодиак |
Серый |
Платина |
Лабрадорит, звездчатый сапфир |
Бина |
Яхве |
Сатурн |
Черный |
Свинец |
Гагат, обсидиан, дымчатый кварц, звездчатый рубин |
Хесед |
Эль |
Юпитер |
Синий |
Олово |
Лазурит, сапфир, содалит, бирюза |
Гебура |
Элохим Гибор |
Марс |
Красный |
Железо |
Кровавик, гранат, магнетит, рубин |
Тиферет |
Элоа |
Солнце |
Золотой |
Золото |
Янтарь, солнечный камень, топаз |
Нецах |
Яхве Цебаот |
Венера |
Зеленый |
Медь |
Изумруд, нефрит, малахит, розовый кварц |
Ход |
Элохим Цебаот |
Меркурий |
Оранжевый |
Алюминий |
Агат, цитрин, опал |
Йесод |
Шаддаи |
Луна |
Серебряный |
Серебро |
Халцедон, лунный камень, жемчуг, горный хрусталь |
Малкут |
Адонаи Мелех |
Четыре стихии |
Коричневый |
Бронза |
Авантюрин, хризоколла, мрамор, оникс |
В «Книге знаков зодиака» из «Сефер Разиэль» содержится интересный перечень дней, благоприятных и неблагоприятных для изготовления талисманов. Мы свели эту информацию в нижеследующую таблицу: она поможет точнее выбрать время для работы. Традиция разделения дней на благоприятные и неблагоприятные восходит еще к Древнему Египту; она отражена и в гримуарной традиции (например, в трактате «Гигромантия»), и в каббалистических сочинениях (например, в «Сефер Разиэль»). Обратите внимание, что 31-е числа месяцев в эту таблицу не входят, так что вопрос о том, подходят ли они для изготовления талисманов, вам придется решать самостоятельно. Чтобы выбрать наилучшее время, сочетайте указания из этой таблицы с планетными соответствиями часов и дней недели.
Число месяца |
Благоприятное время |
Число месяца |
Благоприятное время |
Первое |
Любое время суток |
Шестнадцатое |
Утро |
Второе |
Утро |
Семнадцатое |
Вечер |
Третье |
Нет |
Восемнадцатое |
Нет |
Четвертое |
Любое время суток |
Девятнадцатое |
Нет |
Пятое |
Утро |
Двадцатое |
Нет |
Шестое |
Нет |
Двадцать первое |
Утро |
Седьмое |
Утро |
Двадцать второе |
Любое время суток |
Восьмое |
Утро |
Двадцать третье |
Нет |
Девятое |
Нет |
Двадцать четвертое |
Утро |
Десятое |
Нет |
Двадцать пятое |
Любое время |
Одиннадцатое |
Утро |
Двадцать шестое |
Нет |
Двенадцатое |
Любое время суток |
Двадцать седьмое |
Утро |
Тринадцатое |
Нет |
Двадцать восьмое |
Любое время суток |
Четырнадцатое |
Утро |
Двадцать девятое |
Нет |
Пятнадцатое |
Нет |
Тридцатое |
Утро |
Освящение талисманов
Вопрос об освящении талисманов запутан и противоречив. Во многих источниках под видом освящения описывается та или иная очистительная практика. Но в действительности освящение — это процесс посвящения объекта определенной цели. Для этого оператор должен вложить в талисман сосредоточенное и направленное намерение. Очищение же проводится перед освящением, чтобы подготовить талисман к восприятию этого намерения.
Итак, изготовив талисман, его следует очистить и освятить. Вам понадобятся следующие предметы:
талисман;
лоскут шелка, окрашенный в подходящий цвет и достаточно большой, чтобы можно было полностью завернуть в него талисман;
чаша с солью;
чаша с водой;
благовоние;
миндальное масло.
Очищение
Заранее выбрав благоприятное время для ритуала, и изготовив талисман, положите его на лоскут шелка подходящего цвета. Возьмите его в руки и держите перед собой на уровне груди.
Провибрируйте божественное имя соответствующей сефиры и на выдохе визуализируйте, как из вас исходит энергия намерения, заряженная этим божественным именем. Сформируйте из нее вокруг талисмана светящуюся сферу диаметром около 20 см, окрашенную в цвет этой же сефиры и божественного имени.
В одной краткой фразе (подготовленной заранее) сформулируйте намерение, которое вы хотите вложить в талисман.
Пронесите талисман через дым от благовония определенное количество раз (по числу, соответствующему сефире) и скажите: «Я очищаю этот талисман зачинающей силой Огня, чтобы он… (повторите намерение)».
Окропите талисман водой и скажите: «Я очищаю этот талисман творящей силой Воды, чтобы он… (повторите намерение)».
Подышите на талисман, сделав определенное количество выдохов (по числу, соответствующему сефире), и скажите: «Я очищаю этот талисман созидающей силой Воздуха, чтобы он… (повторите намерение)».
Посыпьте талисман солью и скажите: «Я очищаю этой талисман деятельной силой Земли, чтобы он… (повторите намерение)».
Умастите талисман каплей миндального масла и скажите: «Я очищаю этот талисман силой божественного имени Яхве, чтобы он… (повторите намерение)». (Имя «Яхве» при этом следует провибрировать.)
Визуализируйте, как сфера энергии разгорается ярче и одновременно сжимается и впитывается в талисман.
Освящение
Совершите ритуал утверждения Молнии, но в заключение не прижимайте руки к сердцу, а возложите их на талисман и визуализируйте, как энергия, которую вы собрали в себя со всего Древа Жизни, переходит в талисман и насыщает его силой. Скажите:
«Возьму от духа моего и возложу на него;
Я сотворил его для славы моей,
И образовал его,
И устроил».
Заверните талисман в шелк и положите в надежное место.
Слова, которые произносятся при освящении, восходят к библейским стихам, из которых выведены названия четырех миров. Это стих 11:17 Книги Чисел: «…возьму от Духа (Ацилут), Который на тебе, и возложу на них», — и стих 43:7 Книги пророка Исаии: «Я сотворил (Брия) [его] для славы Моей, образовал (Йецира) [его] и устроил (Асия)».
Разумеется, за основу для амулетов и талисманов можно брать металлические диски или кристаллы. В связи с дороговизной некоторых металлов (например, золота) это не всегда возможно на практике, но в других случаях вполне доступно.
© Перевод: Анна Блейз, 2014