Кумир или кумироборец?

Ричард Качинский

Предлагаем вниманию читателей статью Ричарда Качинского о «Таро Тота» в контексте западной эзотерической традиции. Ричард Качинский — американский исследователь, лектор и писатель, практикующий оккультист, а также специалист в областях социальной психологии и статистики, доктор философии и руководитель исследовательских проектов в Йельском университете (факультет психиатрии), основатель и член совета директоров Психологической гильдии. Докторская диссертация, которую он защитил в 1990 году, была посвящена проблемам метафизического опыта и верований, распространенных среди практикующих оккультистов. 

К исследованию Телемы и трудов Алистера Кроули Качинский обратился в 1977 году, а в 1987-м вступил в Орден Восточных Тамплиеров. В прошлом он возглавлял оазис «Синий “Эквинокс”» в Детройте; в настоящее время является библиотекарем балтиморской ложи «Уильям Блейк» и рукоположенным Жрецом Гностической Католической церкви.

Качинский читает лекции по магии (с 1990 года) и публикует книги, а также статьи во многих периодических изданиях оккультной направленности. Наиболее известен он как автор книги «Perdurabo» — самой подробной и объективной на сегодняшней день биографии Алистера Кроули, впервые опубликованной в 2002 году, а в 2010-м увидевшей свет в отредактированном и существенно дополненном виде. В 2009 году Качинский также опубликовал краткий путеводитель по биографии и трудам Алистера Кроули, составленный в соавторстве с Джеймсом Вассерманом.

По словам самого автора, в следующей далее статье использованы материалы двух более ранних работ Качинского, посвященных «Таро Тота»: доклада «Сотрудничество и новаторство в “Таро Тота” Кроули-Харрис» (представленного на ежегодном совместном съезде Ассоциации популярной культуры и Ассоциации американской культуры в Новом Орлеане в апреле 2009 года), и статье «“Таро Тота” Кроули-Харрис: сотрудничество и новаторство» в составе сборника «Таро в культуре» под редакцией Эмили Аугер (готовится к печати в нью-йоркском издательстве «Эдвин Меллен Пресс»).

Своей колодой «Таро Тота, маг Алистер Кроули (1875—1947) и работавшая под его руководством художница, леди Фрида Харрис (1877—1962), внесли самый значительный за несколько поколений вклад в ту традицию, которую Деккер, Даммет и Деполис называют «оккультным Таро»[1]. Уступая в популярности лишь колоде Райдера-Уэйта (во многом задавшей стандарт для всех последующих колод), «Таро Тота», тем не менее, далеко превзошло ее по масштабам герметического влияния и в этом отношении не имеет себе равных по сей день. Для осознания всех заключенных в нем инноваций как начинающему ученику, так и опытному практику будет полезно понять, какое место занимает эта колода в западной герметической традиции[2].

Начиная с Эттейлы (Etteilla, настоящее имя — Жан-Батист Альетт, Alliette, 1738—1791) и Кура де Жеблена (настоящее имя — Антуан Кур, ок. 1719 — 1784), оккультисты континентальной школы разрабатывали традицию «оккультного Таро». Альетт популяризовал Таро как инструмент для гадания и первым применил к картам принцип соответствий. Между тем де Жеблен в своем труде «Первобытный мир» (1781)[3] заявил о египетском происхождении Таро, и эта теория, дискредитированная современными исследователями[4], тем не менее, успела оказать влияние на многие поколения оккультистов. Дань уважения этой традиции отдал и Кроули, озаглавив свой труд о картах Таро «Книга Тота» (1944)[5].

Оккультисты XIX века, изучавшие каббалу и другие древние мистические традиции, естественным образом стремились соотнести двадцать две карты Старших арканов с двадцатью двумя буквами древнееврейского алфавита. На начальном этапе к решению этой задачи подходили весьма прямолинейно: карта под номером I («Маг») ставилась в соответствие первой букве еврейского алфавита, карта под номером II — второй, и так далее (карта «Дурак» не имела номера и помещалась в конце ряда). Несмотря на то, что никакого формализованного учения континентальной оккультной школы за тот период не сохранилось, следы этого подхода очевидны в разработках позднейших авторов.

Достаточно взглянуть, к примеру, на работы Элифаса Леви (настоящее имя — Альфонс Луи Констан, 1810—1875), не только возглавившего оккультное возрождение во Франции[6], но и оказавшего влияние на такие британские группы, как Теософское общество и Орден Золотой Зари (ЗЗ). В серии писем, опубликованных посмертно, Леви описывает эту систему соответствий своему ученику, барону Спедальери: «Единицу, или букву алеф, связанную с одиннадцатым путем “Сефер Йецира”, в Таро представляет bateleur [т.е. жонглер или фокусник, маг]. Фигура этого bateleur в точности повторяет очертания буквы алеф»[7].

 

Илл. 1. Две версии «Фокусника» — из Таро Освальда Вирта и из Марсельского Таро Папюса (Papus. Tarot of Bogemians, p. 105) — подтверждают замечание Леви о том, что персонаж этой карты стоит в позе древнееврейской буквы Алеф (справа)

Позднее Папюс (настоящее имя — Жерар Анкосс, 1865—1916) использовал ту же простейшую последовательность в своей книге «Цыганское Таро»[8]. Как основатель мартинистского движения и Каббалистического ордена Розы и Креста, епископ Французской Гностической церкви и член ряда других оккультных организаций (ЗЗ, Герметического Братства Света, Древнего и Изначального обряда Мемфиса-Мицраима) Папюс был весьма влиятельной фигурой. Один из его четверых сподвижников по Каббалистическому ордену Розы и Креста, Освальд Вирт (1860—1943) тоже последовал этому подходу в своей колоде и книге по Таро[9].

 

Золотая Заря

Честь сведения всех соответствий Таро в целостную и связную систему принадлежит, по общему мнению, создателям Ордена Золотой Зари, основанного в 1887 году. Система эта изложена в учебном тексте, который распространялся среди членов ордена под названием «Книга Т»[10]. Однако для того, чтобы соединить различные традиции в эффективное целое, потребовалось ввести несколько новшеств. Именно эти отступления от континентальной школы сделали Таро логичным и внутренне согласованным, хотя в ретроспективе кажется, что они напрашивались сами собой.

Одно из нововведений состояло в сдвиге последовательности соответствий между Старшими арканами и двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Карте «Дурак» приписали нулевой номер и переместили ее из конца последовательности в начало, так что она оказалась перед номером I, «Магом». Результаты этого перемещения стали очевидны сразу же после принятия второго новшества — астрологических и стихийных соответствий из «Сефер Йецира» («Книги Формирования»), каббалистического текста II века н.э.

«Сефер Йецира» повествует о том, как Бог сотворил вселенную посредством перестановок двадцати двух букв алфавита. Кроме того, в ней содержится система соответствий между буквами, с одной стороны, и стихиями, планетами и знаками зодиака — с другой. В этой системе используется традиционное разделение букв еврейского алфавита на три группы: три материнские буквы, семь двойных (которые имеют два варианта произношения в зависимости от своего положения в слове) и двенадцать простых букв. Автор «Сефер Йецира» соотнес три стихии с материнскими буквами[11], семь планет — с двойными, а двенадцать знаков зодиака — с простыми. Эта система представлена в таблице на илл. 2.

 

Илл. 2. Древнееврейский алфавит и его соответствия по «Сефер Йецира»

 

Буквы алфавита

Стихии

Планеты

Знаки зодиака

А

D, Воздух

 

 

Б

 

#, Меркурий

 

Г

 

", Луна

 

Д

 

$, Венера

 

Е

 

 

a, Овен

В

 

 

b, Телец

З

 

 

c, Близнецы

Х

 

 

d, Рак

Т

 

 

e, Лев

И

 

 

f, Дева

К

 

&, Юпитер

 

Л

 

 

g, Весы

М

C, Вода

 

 

Н

 

 

h, Скорпион

С

 

 

i, Стрелец

О

 

 

j, Козерог

П

 

%, Марс

 

Ц

 

 

k, Водолей

Ж

 

 

l, Рыбы

Р

 

!, Солнце

 

Ш

B, Огонь

 

 

т

 

', Сатурн

 

 

С введением этой системы символика Таро приобрела настолько четкий порядок, что списать его на случайность было бы невозможно: «Маг» оказался в соответствии с Меркурием, богом науки и магии, «Верховная Жрица» — с Луной, «Солнце» — с Солнцем, «Башня» — с Марсом. Превосходно сработало все и со знаками зодиака (см. илл. 3). Однако обнаружилось два исключения. Логика подсказывала, что «Правосудие» должно соотноситься со знаком Весов, а «Сила» (традиционно изображавшаяся как женщина, удерживающая открытой пасть льва) — со Львом. Поэтому в Золотой Заре эти две карты поменяли местами, приписав «Силе» восьмой номер, а «Правосудию» — одиннадцатый.

Илл. 3. Зодиакальные и тарологические (без поправок) соответствия двенадцати простых букв

Знаки зодиака

Старшие арканы

Е a Овен

Император

У b Телец

Иерофант

З c Близнецы

Влюбленные

Х d Рак

Колесница

Т e Лев

Правосудие

И f Дева

Отшельник

Л g Весы

Сила

Н h Скорпион

Смерть

с i Стрелец

Умеренность

О j Козерог

Дьявол

Ц k Водолей

Звезда

ж l Рыбы

Луна

 

После того, как выстроились в систему еврейские буквы, знаки зодиака, планеты, стихии и карты Таро, естественным образом организовались и остальные традиционные для западного герметизма соответствия: цвета, металла, греческие и египетские боги и богини и так далее. И в числе этих соответствий оказались параллели между двадцатью двумя Старшими арканами и двадцатью двумя путями Древа Жизни. По счастью, подходящую схему Древа давно уже составил Афанасий Кирхер (ок. 1601 — 1680), так что оставалось лишь разместить на ней карты Таро с учетом их соответствий древнееврейским буквам (см. илл. 4).

 

Илл. 4. Древо Жизни по Кирхеру, соответствия букв алфавита двадцати двум путям

Несмотря на то, что эта схема существенно отличалась от версии Древа, которую использовали рабби Ицхак Лурия (1534—1572) и другие каббалисты, Золотая Заря отдала предпочтение западному герметическому наследию, приняв систему, предложенную в работе Кирхера в «Эдип Египетский» (1652—1654)[12].

 

Алистер Кроули

Кроули был действительным членом ЗЗ с 1898 по 1900 годы, после чего — в зависимости от позиции рассказчика — либо сам орден прекратил свое существование, либо Кроули покинул его ряды, либо ему отказали в дальнейшем продвижении, либо, наконец, официально исключили из членов ордена. Так или иначе, система соответствий ЗЗ произвела на него глубокое впечатление, и в своей последующей оккультной работе он значительно расширил ее, постепенно превратив в собственную уникальную систему. Книга Кроули «777» (1909) — это существенно дополненное издание таблиц соответствий ЗЗ: в нее вошло много добавочных материалов, часть из которых была получена от Алана Беннета (1872—1923), наставника Кроули в Золотой Заре, а часть представляла собственные наработки Кроули. Этот расширенный вариант символического языка или шифра используется во многих трудах Кроули — и в прикладных работах по магии, и в художественных произведениях; следовательно, для полного их понимания необходимо знакомство с этой системой.

По собственным его словам, «о создании и публикации подобающе разработанной и воплощенной в красках колоды, в основу которой легла бы информация из “Эквиноксов”», Кроули размышлял «с тех самых пор, как с подачи покойного А.Э. Уэйта увидела свет гротескная и полная фальсификаций пародия на Таро»[13].

Однако приступить к этой работе он смог лишь после знакомства с художницей Фридой Харрис в 1937 году. То, что начиналось как короткий проект по созданию колоды в соответствии с указаниями из «Книги Т» (для Старших арканов, не описанных в «Книге Т» подробно, предполагалось использовать традиционные изображения), быстро переросло в нечто большее и затянулось на пять лет. Кроули полностью переработал карты Таро, использовав все свои знания и многолетний опыт магической практики.  Харрис следовала его непростым требованиям, опираясь, в то же время, на собственные познания в области синтетической проективной геометрии[14]. В результате им удалось создать поразительно современную колоду, не имевшую себе равных по глубине символических пластов и мастерски воплощенную в жизнь художницей, внимательно следившей за новыми веяниями в изобразительном искусстве.

Чтобы привести новую колоду в соответствие со своими представлениями о современной мистериальной традиции Запада — включавшей, в том числе, и откровения, полученные им самим в таких вдохновленных свыше текстах, как «Книга Закона», и в ходе работы с другими магическими системами, такими как енохианская магия Джона Ди (1527 — ок. 1608) и Эдварда Келли (1555—1597), — Кроули внес в систему Таро несколько изменений. Некоторые из них связаны со сменой названий карт. Например, название I Старшего аркана, «Magician», превратилось в «Magus», поскольку именно таков один из высочайших титулов в разработанной Кроули магической системе А.'.А.'[15]. В «Таро Тота» Маг приобрел гораздо более выраженное сходство с Меркурием, а в тенях на карте появился его иллюзорный двойник («Обезьяна Тота»). «Правосудие», оно же «Справедливость», превратилось в «Исправление» и стало обозначать более безличное действие природы, а не концепцию, порожденную человеческой мыслью. Суть этой замены Кроули поясняет в одном из писем к Фриде Харрис, где указывает, что данная карта должна быть более динамичной: «Природа — это вам не бакалейщик, отвешивающий фунт сахара; это — процесс компенсации сложных ритмов»[16]. Схожим образом, «Умеренность» была переименована в «Искусство», а «Мир» расширился до целой «Вселенной».

Новые названия получили и придворные карты, дабы точнее отразить магическую формулу Йод-Хе-Вав-Хе, которая не только означает непроизносимое древнееврейское имя Бога, но и выражает символическую последовательность «Отец — Мать — Сын — Дочь/Жена». Так Король, Королева, Рыцарь и Паж прежних колод превратились в Короля[17], Королеву, Принца и Принцессу.

Несмотря на значительную переработку традиционных образов Таро, лишь немногие изменения оказались настолько радикальными, что потребовали нового названия. Но самым ярким примером таковых служит карта «Эон», введенная в колоду вместо «Cуда». Традиционный образ архангела Гавриила, дующего в трубу, и мертвых, встающих из могил в ожидании вознесения, попросту не укладывался в отстаиваемую Кроули концепцию Нового Эона, которому предстояло принести в мир новую духовную философию на смену христианству. Поэтому Кроули решил поместить на этой карте стилизованное изображение Стелы Откровения — погребальной стелы фиванского жреца Анх-эф-на-Хонсу I, датируемой периодом XXVI династии. Эта стела предвосхитила получение «Книги Закона» и стала главным священным образом телемической философии. Будучи не только символом Нового Эона, но и знамением «конца времен», Стела Откровения оказалась удачной заменой «Cуда» (см. илл. 5).

 

Илл. 5. Карта «Суд» из колоды Уэйта (слева), Стела Откровения (в центре) и стилизованная версия стелы, заменившая карту №XX в колоде Кроули[18].

Радикальные изменения претерпела и карта «Сила», превратившаяся в «Вожделение». Под влиянием полученного Откровения Кроули счел необходимым заменить традиционный образ женщины, покоряющей льва, образом Бабалон и «Зверя, на коем она восседает»[19].

На илл. 6 приводится сравнительная таблица названий Старших арканов в колодах Райдера-Уэйта и Кроули-Харрис.

 

Илл. 6. Названия Старших арканов в колодах Уэйта и Кроули (различия выделены курсивом)

 

Уэйт

Кроули

0. Дурак

0. Дурак

I. Маг (Magician)

I. Маг (Magus)

II. Верховная Жрица

II. Верховная Жрица

III. Императрица

III. Императрица

IV. Император

XVII. Звезда

V. Иерофант

V. Иерофант

VI. Влюбленные

VI. Влюбленные

VII. Колесница

VII. Колесница

VIII. Сила

VIII. Исправление

IX. Отшельник

IX. Отшельник

X. Колесо Фортуны

X. Фортуна

XI. Правосудие (Справедливость)

XI. Вожделение

XII. Повешенный

XII. Повешенный

XIII. Смерть

XIII. Смерть

XIV. Умеренность

XIV. Искусство

XV. Дьявол

XV. Дьявол

XVI. Башня

XVI. Башня

XVII. Звезда

IV. Император

XVIII. Луна

XVIII. Луна

XIX. Солнце

XIX. Солнце

XX. Суд

XX. Эон

XXI. Мир

XXI. Вселенная

 

Двойная петля в зодиаке

Самая загадочная (как для новичков, так и для посвященных) тема «Книги Тота» — так называемая двойная петля в зодиаке, при помощи которой Кроули обосновал еще два нововведения в системе Таро. Во-первых, по нумерологическим причинам он решил вернуть картам «Вожделение»/«Сила» и «Исправление»/«Правосудие» их изначальные номера в последовательности Старших арканов  — одиннадцатый и восьмой соответственно, — сохранив за ними, однако, новые зодиакальные соответствия (Лев — для «Вожделения», Весы — для «Исправления»). Второе изменение было связано с загадочной фразой из «Книги Закона»: «Все эти старые буквы Книги моей верны, но Ц — не Звезда. И это также тайна: мой пророк откроет ее мудрым»[20]. Кроули истолковал этот стих как указание на то, что еврейская буква Цадди в действительности не соответствует аркану «Звезда», и попытался понять, как исправить эту ошибку в системе ЗЗ.

Отметив, что символика Старого Эона вращалась вокруг оси, соединяющей зодиакальные знаки Рыб (Иисус часто ассоциировался с рыбой) и Девы (связанной с образом Девы Марии), Кроули пришел к выводу, что в Новом Эоне знаки, примыкающие к этой оси с обеих сторон, поменялись местами. Рыбам предшествовал Водолей (соответствующий «Звезде)», а следовал за ними Овен («Император»); если букву Цадди, соотносившуюся ранее со «Звездой», отдать «Императору», а букву Хе, которая соответствовала «Императору», приписать «Звезде», то требование «Книги Закона» будет исполнено. На противоположном полюсе оси располагается Дева, с которой соседствуют Лев («Вожделение») и Весы («Исправление»). Вышеупомянутое возвращение двух этих карт на прежние места придало всей системе симметрию и подтвердило для Кроули правомерность перестановки Хе и Цадди[21]. Иллюстрацией к этому решению и стала опубликованная в «Книге Тота» схема под названием «Двойная петля в зодиаке»:

Илл. 7. «Двойная петля в зодиаке», из «Книги Тота» (1944), стр. 11[22]

 

Заключение

Таковы основные изменения, внесенные Кроули в традицию, которую Даммет и его коллеги называют «оккультным Таро». Исчерпывающе описать все отличия «Таро Тота» от предшествующих колод на нескольких страницах было бы невозможно. Но общий характер содержащихся в ней инноваций превосходно описал друг Кроули, Джеральд Йорк:

Колода Тота, созданная Фридой Харрис по указаниям покойного Алистера Кроули, уникальна. С одной стороны, она включает в себя традиционные символы и соответствия Таро, тайно преподававшиеся в Герметическом ордене Золотой Зари. С другой — она необыкновенно современна, поскольку во многом опирается на достижения математики двадцатого века <…> Тайный канон соответствий между именем, формой и цветом соблюден в «Таро Тота» досконально, так что впервые в истории мы обрели колоду, каждая карта которой служит действующим талисманом той самой силы, которую она обозначает. И, в то же время, перед нами — произведение искусства, оценить которое по достоинству может каждый, а не только специалисты, сведущие в традиции Таро[23].

Изучая те нововведения, которые бросаются в глаза прежде всего, мы замечаем, насколько глубоко в действительности «Таро Тота» укоренено в западной герметической традиции; но именно расширение и пересмотр этой традиции привело к созданию колоды, которая сохраняет привлекательность и популярность на протяжении поколений и стала поистине важнейшей вехой в истории магии и Таро.


[1] Decker, Ronald, Thierry Depaulis, and Michael Dummett. A Wicked Pack of Cards: The Origins of the Occult Tarot. New York: St. Martin's, 1996; Dummett, Michael, and Ronald Decker. A History of the Occult Tarot 1870–1970. London: Gerald Duckworth, 2002. — Здесь и далее примечания автора, если не указано иное.

[2] Подробнее см.: Dummett and Decker, History of the Occult Tarot.

[3] Antoine Court de Gébelin. Le Monde primitif: analysé et comparé avec le monde moderne, considéré dans divers objets concernant l’Histoire, le blason, les monnoies, les jeux, les voyages de phéniciens autour du monde, les langues Américaines, &c.: Ou dissertations mêlées Tome I. Remplies de découvertes intéressantes; avec une carte, des planches, & un monument d’Amérique. Paris, 1781.

[4] См.: Decker, Depaulic, and Dummett, A Wicked Pack of Cards.

[5] The Master Therion [Aleister Crowley]. The Book of Thoth ; A Short Essay on the Tarot of the Egyptians, Being the Equinox, Volume III, No. V. London: O.T.O., 1944.

[6] Christopher McIntosh. Eliphas Lévi and the French Occult Revival. London: Rider, 1972.

[7] Переписка первоначально печаталась с продолжениями в журнале «Теософ», а позднее была собрана и опубликована в книге: Éliphas Lévi, Letters to a Disciple: Letters from Eliphas Levi Zahed to Baron Spedalieri on Magic, Numerology and the Tarot, Now Collected Together for the First Time in Volume Form. Wellingborough, Northamptonshire: Aquarian Press, 1980 (p. 21).

[8] Papus. Clef absolue de la science occulte; Le Tarot des Bohémiens: le plus ancien livre du monde. A l'usage exclusif des initiés. Paris: G. Carré, 1889. Первый английский перевод, выполненный А.П. Мортоном, увидел свет тремя годами позже: Papus. Absolute Key to Occult Science: The Tarot of the Bohemians, the Most Ancient Book in the World, for the Exclusive Use of Initiates. London: Chapman and Hall, 1892.

[9] Свою колоду Таро Вирт создал в 1889 году (репродукции его карт были использованы в опубликованном в том же году «Цыганском Таро» Папюса), но книга появилась лишь около сорока лет спустя (Oswald Wirth. Le tarot des imagiers du moyen âge. Paris: Le Symbolisme; E. Nourry, 1927).

[10] Первоначально этот текст не предназначался для печати. Достоянием широкой публики он стал благодаря Алистеру Кроули, который впервые опубликовал его в «Эквиноксе» (I, 8) с незначительными редакторскими правками под названием «Описание карт Таро»: Aleister Crowley. “A Description of the Cards of the Tarot”. // The Equinox, I, 8 (1912), pp. 143—210.

[11] Каббалисты, в отличие от западных герметистов, признавали только три стихии: Воду, Воздух и Огонь. Четвертый герметический элемент, Земля, рассматривался в каббале как сочетание трех упомянутых стихий.

[12] Ставя эти инновации в заслугу Золотой Заре, следует иметь в виду, что Леви упоминает трактат «Сефер Йецира» в своих работах, а Папюс, современник ЗЗ, воспроизводит кирхеровское Древо Жизни в своей «Каббале» (Papus. La kabbale: tradition secrète de l’occident: résumé méthodique. Paris: Georges Carré, 1892). Но, тем не менее, именно основатели Золотой Зари — У. Уинн Уэсткотт (1848—1925) и С.Л. Макгрегор Мазерс (1854—1918) первыми систематизировали Таро вышеописанным образом.

[13] Society of Hidden Masters [Aleister Crowley]. “An Open Letter to Alestair Crowley” // Aleister Crowley

Papers, 1911—1944, Special Collections Research Center, Syracuse University Library. Несмотря на то, что Артур Эдвард Уэйт (1857—1942) тоже состоял в ЗЗ и орденская система оказала несомненное влияние на его колоду, Кроули был убежден, что большая часть знаний, доступных в материалах ЗЗ, не нашла в колоде Райдера-Уэйта должного отражения.

[14] Подробную историю сотрудничества Кроули и Харрис см. в статье: Kaczynski. “The Crowley-Harris Thoth Tarot”. // Tarot in Culture, op. cit., а также в редакторском предисловии Гименея Беты к изданию: Aleister Crowley, The Thoth Tarot: A Descriptive Essay, ed. Frieda Harris. Neuhausen, Switzerland: AGMüller, готовится к печати. [См. также: Алистер Кроули. Книга Тота. М.: Ганга, Телема, 2010, предисловие (стр. 5—15) и приложение IV (отрывки из переписки Кроули и Харрис, стр. 373—430). О принципах синтетической проективной геометрии, использованных при создании «Таро Тота», см. статью Клааса Хоффмана на сайте Московской ложи О.Т.О.: article.php?articles/taro/hoffmann.txt. — Примеч. перев.]

[15] См.: “One Star in Sight”. // Aleister Crowley. Magick in Theory and Practice. Paris: Lecram, 1929, 229—244 [в рус. пер. см.: «Звезда видна». // Алистер Кроули. Магия в теории и на практике. М.: Ганга, Телема, 2009, стр. 339—357]. Кроули придавал большое значение изначальному смыслу титулов, связанных со степенями А.'.А.', и возникли они не на пустом месте, а произошли из более ранних систем, принятых в Ордене Золотой Зари, Английском обществе розенкрейцеров и Ордене Братьев Света (Fratres Lucis).

[16] Из письма Алистера Кроули Фриде Харрис от 19 декабря 1939 года (Aleister Crowley Papers, 1911—1944, Special Collections Research Center, Syracuse University Library) [в рус. пер. см.: Книга Тота, указ. соч., стр. 379].

[17] Точнее, Рыцаря: «Отец именуется “Рыцарем”, поскольку изображается верхом на коне» (Книга Тота, указ. соч., стр. 44). — Примеч. перев.

[18] Примите во внимание, что в этой версии «Эона», воспроизведенной по иллюстрации №X из «Книги Тота» (1944), отсутствует полупрозрачная фигура ребенка-Хора, добавленная на карту уже после того, как была сделана фотография для книги.

[19] Aleister Crowley. “The Vision and the Voice” (3rd Aethyr). // The Equinox, 1912, I.5, supplement, 143.

[20] «Liber AL», I:57.

[21] Поскольку это решение проблемы Кроули нашел уже в процессе работы над «Книгой Тота», между 1938 и 1944 гг., перестановки соответствий не отражены в предшествующих его книгах (то есть, в большей части всего его литературного наследия) и, более того, даже в самой «Книге Тота» соблюдаются не всегда (как указывает Frater eaoa//77).

[22] См.: Книга Тота, указ. соч., рис. 3. на стр. 35, а также стр. 70—71. — Примеч. перев.

[23] Из рекламного буклета издательства «Нептун-Пресс», около 1955 г. готовившего «Таро Тота» к печати. См.: Gerald Yorke. “The Pack of Thoth”.

Перевод: Анна Блейз, 2019

Ссылки