Магия без слез. Письмо №16: О концентрации.

Алистер Кроули

Cara Soror,

Твори свою волю: таков да будет весь Закон.

Вы попросили меня написать отдельное письмо о Концентрации, и правильно сделали: по вашим словам, я постоянно намекаю на то, как она важна, но нигде не даю прямых и простых указаний.

Будем надеяться, намеки были не слишком невнятными и вы не успели предположить, будто появление концентрационных лагерей — признак того, что добрые и просвещенные правители наконец-то всерьез задались целью обучить мир йоге. Но я с вами согласен: если я соберу в один золотой сноп все спелые колосья своих познаний на эту тему, хуже никому не станет — а мне поделом.

Ибо концентрация и впрямь отпирает все двери; она — средоточие всякой практики и квинтэссенция всей теории; и на достижение уверенного мастерства в ней направлены, в конечном счете, почти все правила и предписания. Вся вспомогательная работа — достижение осознанности, целеустремленности, внимательности и так далее — всего лишь готовят вас к овладению этим навыком. 

Все приветствия, «ритуал Воли», регулярные поклонения и даже предписание при встрече с человеком в религиозной (христианской) униформе восклицать «апо пантос какодаймонос», отводя при этом взгляд и совершая круговое движение рукой вниз и в сторону от тела, — все это относится к категории «Не гладь кота против шерсти!», или, на современном псевдонаучном жаргоне журналистов, к задаче «оптимизации условий жизни».

Ну-ка посмотрим, не писал ли что-нибудь об этом Брат Пердурабо… Ну, конечно! Этому посвящена первая часть «Книги Четыре»; но, применительно к нашим нынешним целям, там написано слишком много — и, в то же время, недостаточно.

Что вам на самом деле нужно, так это изучить официальные наставления из «Эквинокса» и как можно полнее и глубже понять «Восемь лекций по йоге»;  но эти лекции просто чертовски интересные — настолько, что при попытке выбрать оттуда цитату, я увлекаюсь и не могу перестать читать! Я просто не в силах отложить книгу и напрочь забываю об этом письме. Вот уж и впрямь, не лучшая реклама Концентрации!

Наилучший путь — самый трудный: забыть все это и начать с самого начала, как если бы на эту тему никто еще ничего не писал.

Нельзя рассчитывать, что вы знаете о йоге, магии или о чем-либо еще хоть на сколько-то больше, чем предположительно может знать среднестатистический образованный человек, — но мне приходится все время себе об этом напоминать.

Итак, в чем проблема? Проблем у нас две.

β: Как приучить ум максимально быстро и энергично и с наивысшей возможной точностью двигаться в избранном направлении, сведя при этом к минимуму всевозможное трение и помехи. Это магия.

α: Как сделать так, чтобы ум остановился. Это йога.

Правила, как ни странно, в обоих случаях одинаковы — по крайней мере, до тех пор, пока вы не достигнете совершенства в «магии». Просто йога идет на шаг дальше. В пункте «бета» вы сводите все движения от множества к одному; в пункте «альфа» вы сводите эту единицу к нулю.

А теперь — о, какое облегчение! — скажу вам вот что: любая возможная ситуация, возникающая в ходе обучения по пункту «бета», mutatis mutandis[1] отлично знакома всякому инженеру.

Необходимо отобрать и подготовить материал, лучше всего соответствующий проекту машины, которую вы хотите построить; части механизма надлежит соединить в одно целое с предельной точностью; необходимо устранить всё, что может помешать беспрепятственной работе этого механизма, и исключить все возможные источники сбоев. А затем… только не вешайте нос, детка! Придумав и построив свою машину даже при самых благоприятных условиях, инженер справедливо сочтет, что поработал недурно, если на практике его творение станет выдавать процентов пятнадцать—двадцать от расчетной эффективности. И даже сама природа,  имеющая в своем распоряжении миллионы лет на приспособление и совершенствование, очень часто справляется немногим лучше. Поэтому нет причин огорчаться, если удача не улыбнется вам в первую же неделю Работы, — тем более что вы имеете дело с материалом, о свойствах которого знаете прискорбно мало, со средствами, арсенал которых самым плачевным образом ограничен, и с Законами Природы, которых вы не понимаете; фактически, в этом деле почти всё — против вас, и остается полагаться лишь на несгибаемую Волю и несокрушимую отвагу.

(Я знаю, что я — жалкое ничтожество с примитивными вкусами; но я отказываюсь стыдиться того, что мне нравятся «Если» Киплинга и те самые стихи Хенли, не помню как они там называются; может быть, это и не поэзия — но это добрый кусок хлеба и чертовски славная кружка пива для простого плебея, которому надо перекусить в дороге. Мужество такого рода — а отнюдь не высоколобое левачество блумсберийских жеманниц — помогло Лондону выстоять во дни блица. Но простите меня за это отступление!)

В подобных условиях соискатель в областях магии и йоги может прибегнуть лишь к одному методу, а именно — методу научному. Это метод проб и ошибок. Чтобы следовать ему, необходимо наблюдать. А значит, прежде всего, нужно научиться наблюдать. И очень важно фиксировать результаты своих наблюдений. Нет таких обстоятельств, которые можно было бы отвергнуть с ходу как не имеющие значения. «Кто не с нами, тот против нас». Фактически, в моих письмах вы найдете только две вещи: либо я указываю, что для вас плохо, либо сообщаю, что для вас хорошо. Но я — не вы; я не знаю всех подробностей вашей жизни, всех поворотов вашей мысли. Поэтому девяносто процентов работы вам придется проделать самостоятельно. Во всем без исключения — будь то в любви или в повседневных занятиях, в питании или дружбе, в развлечениях или в чем бы то ни было еще — вы должны находить то, что помогает и что препятствует исполнению вашей Истинной Воли; первое надлежит пестовать, второго — избегать.

Итак, я настоятельно подчеркиваю, что концентрация (вопреки тому, как полагаем почти все мы) не сводится к упражнениям и практикам: чтобы удобрить почву для практик, нужно подчинить Истинной Воле каждый свой вдох. Когда вы садитесь в асану, чтобы успокоить ум, вы добьетесь этого куда быстрее, если вся ваша жизнь будет относительно спокойной и уравновешенной; когда вы ударяете Жезлом, возвещая о начале Призывания, достичь желаемого будет гораздо проще, если цель церемонии вызревала в глубинах вашего ума с детских лет!

Да, вот именно: в глубинах!

Все те факты, которые предопределили, что вы изберете для себя именно такую Великую Работу, таятся глубоко внутри, на самом краешке подсознания.

Затем приходит осознанное устремление к цели, задающее устройство и порядок вашей жизни в целом. 

И только затем можно приниматься за практики. Я убежден, что подавляющее большинство неудач, которые постигли людей, приступивших к регулярной тренировке, объясняются тем, что они пренебрегли этими подготовительными этапами.

Практические советы по всем этим темам вы найдете в официальных публикациях, упомянутых в начале этого письма; но я буду счастлив, если вы в первую очередь прислушаетесь к моему совету, который я так настойчиво вам навязываю, — ко всему тому, что я сказал здесь о Средней Работе, то есть о достижении Концентрации.

 

Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.

Братски,

666


[1] «С изменениями, вытекающими из обстоятельств» (лат.).

Перевод: Анна Блейз, 2019

Ссылки